Турецкий саммит G20 из-за событий в Париже начался с проблем антитеррора
Планы поменялись
Теракты в Париже внесли коррективы в повестку саммита «Двадцатки», который начался в воскресенье в турецкой Анталье. Изначально в планах глав государств был рабочий завтрак, на котором планировалось обсуждать проблему климата. В Кремле накануне саммита журналистам говорили, что именно эта тема станет центральной на саммите. После мировые лидеры собирались обсуждать стратегии роста экономики и проблемы занятости населения, и только в повестке рабочего ужина значились терроризм и проблема беженцев.
Но вскоре после прилета Владимира Путина в Анкару утром в воскресенье шерпа российского президента Светлана Лукаш сообщила журналистам, что мировые лидеры начнут не с климата, а с «определенных выводов» по событиями в Париже. Тем не менее, по ее словам, к вопросам климата за завтраком мировые лидеры должны были тоже вернуться.
Первое рабочее заседание по предложению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана началось с минуты молчания в память о жертвах терактов. Во вступительном слове, которое было открыто для журналистов, хозяин саммита осудил терроризм и сказал, что хотел бы подтвердить, что лидеры стран осуждают атаки террористов. «Мы сейчас в такой точке, где слова для борьбы с терроризмом заканчиваются», — сказал Эрдоган. Но после этого существенная часть речи турецкого лидера была все же посвящена проблемам экономики.
По итогам вечернего обеда, на котором лидеры должны были обсуждать тему терроризма, планируется одобрить совместное заявление по проблеме, рассказывала Лукаш. Но не стоит ждать в заявлении конкретных шагов в сфере борьбы с терроризмом, сообщила шерпа главы государства. Там будут общие подходы к борьбе, с которыми солидарны лидеры «Двадцатки», уточнила она. В понедельник у лидеров по плану не значится обсуждения темы терроризма. Планировалось, что на втором рабочем заседании они обсудят проблемы устойчивости мировой экономики, а на рабочем завтраке поговорят о торговом и энергетическом сотрудничестве.
Компания для Путина
В пятницу помощник президента Юрий Ушаков говорил журналистам, что официальная встреча у Путина и президента США Барака Обамы не запланирована, но предположил, что они могут пообщаться друг с другом на одном из мероприятий саммита.
Их первое публичное общение произошло во время церемонии фотографирования. Хозяин саммита Эрдоган встал в центре подготовленной для фотографирования площадки, к нему тут же подошел Обама и расположился по левую руку от него. Проходящие мимо лидеры государств здоровались с обоими, перед Обамой в какой-то момент образовалась своеобразная очередь. Прождав несколько секунд, к американскому лидеру подошел и Путин. Они пожали друг другу руки и сказали несколько слов. Этот обмен фразами, который продлился несколько секунд, некоторые агентства передали как беседу двух лидеров.
Поздоровавшись с Обамой, Путин на некоторое время остался один, пока главы других государств беседовали друг с другом. К нему подошла и его символически приобняла президент Бразилии Дилма Руссеф, но беседа продлилась недолго. В остальное время компанию российскому лидеру составляла президент Южной Кореи Пак Кын Хе. Фотографировался Путин в окружении обеих женщин.
После фотографирования лидеры направились на рабочий ланч. Некоторое время рядом с Путиным прошагал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, но большую часть видимого журналистам пути российский лидер вновь довольствовался обществом президента Кореи.
Обама шел в обществе канцлера Германии Ангелы Меркель и председателя Европейского совета Дональда Туска.
Вторая встреча Путина и Обамы состоялась после рабочего обеда и продлилась около получаса. Президенты расположились в креслах, их сопровождали только переводчики. Предыдущие переговоры глав России и США проходили в конце сентября на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке. Вернувшись в Москву, президент России сразу же распорядился начать военную операцию в Сирии.
В ходе нынешней беседы Обама и Путин согласились с тем, что в Сирии необходим транзит власти, который осуществят сами сирийцы и которому будут предшествовать переговоры под эгидой ООН, сообщил американский чиновник агентству Reuters.
Удвоить усилия
В заявлении по терроризму, которое планируется принять на саммите, страны пообещают удвоить усилия по борьбе с финансированием терроризма, установлению контроля над границами и повышению безопасности полетов. Они также призовут к лучшей координации и обмену информацией, дабы отрезать террористов от финансирования, в том числе от получения доходов за счет продаж нефти на черном рынке, сообщили подробности готовящегося документа два собеседника агентства Bloomberg. Лидеры «Двадцатки» впервые сделали заявление по борьбе с терроризмом в 2001 году, после терактов в США. Тогда же они говорили и о необходимости борьбы с его финансированием. В документах Брисбенского саммита в прошлом году тема терроризма не упоминалась.
От саммита многие наблюдатели ждали согласования решительных и объединенных действий против запрещенного в России «Исламского государства». «Нашей общей целью должна стать координация действий против ИГИЛ, и, конечно, сотрудничество между США и Россией здесь является решающим», — заявил Туск.
«Не могут быть две коалиции в Сирии», — заявил экс-президент Франции Николя Саркози в воскресенье на встрече с действующим президентом Франсуа Олландом. В октябре Саркози побывал с частным визитом в Москве.
Объединение на словах совершенно не означает, что лидеры перейдут к интенсивному взаимодействию, говорит председатель президиума совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. «Это показал и опыт 11 сентября, — напоминает эксперт. — Даже на словах единство тогда продержалось довольно недолго. Сейчас нет никакого единства взглядов на происходящее в мире».
По мнению эксперта, сейчас будут сделаны заявления более объединительные, чем на прошлой «Двадцатке», но на практике можно ожидать разве что некоторой активизации сотрудничества спецслужб, а также действий Франции и США в Сирии. Парижу, считает Лукьянов, важно показать свою возможность нанести ответный удар, а США — готовность поддержать союзника. При этом ожидать создания большой коалиции и общих действий не стоит, уверен Лукьянов.
Советник Обамы по внешней политике Бен Родс уже анонсировал, что США усилят авиаудары по позициям боевиков ИГИЛ: «Мы вместе с французами нанесем ответный удар ИГИЛ» (цитата по «Интерфаксу»).
Пока видим только изменение формата саммита. Сказать, о чем лидеры смогут договориться, сложно, говорит директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. Ломоносова Юрий Рогулев. «Встреча министров иностранных дел по Сирии в Вене в субботу все-таки продемонстрировала, что страны могут приходить к договоренностям, но разногласия сохраняются. Думаю, что драматических изменений не последует», — констатировал эксперт.
Замминистра иностранных дел России Михаил Богданов в воскресенье заявил, что интенсивные контакты, с тем чтобы определить, кто террористы, а кто не террористы, состоятся только в ближайшие две-три недели.