В Астане окончательно договорились о четырех зонах деэскалации в Сирии
Россия, Турция и Иран 15 сентября по итогам переговоров в Астане объявили о создании четырех зон деэскалации в Сирии. Об этом сообщил министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов, огласивший меморандум о создании зон, передает «Интерфакс-Казахстан».
Договоренность о создании зон, в которых боевые действия будут прекращены (режим прекращения огня не распространяется на запрещенную в России ИГ и другие террористические организации), была достигнута тремя странами-гарантами, правительством и представителями умеренной вооруженной оппозиции Сирии в мае этого года. После этого были созданы три зоны деэскалации, однако договориться о четвертой зоне — в провинции Идлиб — долгое время не удавалось из-за большой площади территории и наличия на ней множества оппозиционных и исламистских группировок, которые враждуют между собой и с властями Сирии. Согласовать параметры зоны в Идлибе удалось на завершившейся 15 сентября встрече.
Зоны создаются на первоначальный срок шесть месяцев с возможностью автоматического продления. Для продления необходим консенсус трех стран-гарантов (России, Турции и Ирана), говорится в меморандуме.
Зоны будут созданы в Восточной Гуте (пригород Дамаска), некоторых районах на севере провинции Хомс, провинции Идлиб и частях соседних провинций (Латакия, Хама и Алеппо), говорится в меморандуме.
Всего было согласовано четыре документа, сообщил замминистра иностранных дел Ирана Хоссейн Ансари. Были согласованы размер сил, которые будут размещаться в зонах; правила использования силы; правила действий на полосах безопасности, наблюдательных и блокпостах в зонах деэскалации; правила совместного центра координации России, Ирана и Турции по наблюдению за реализацией зон деэскалации, сказал Ансари (цитата по «РИА Новости»).
Вооруженная сирийская оппозиция считает, что достигнутые в ходе переговоров в Астане соглашения о четырех зонах позволят перейти к созданию переходного органа правления, заявил «РИА Новости» член делегации Фатех Хассун. Однако работа зоны в Идлибе вызывает обеспокоенность у оппозиции и есть сложности в ее создании, сообщало турецкое агентство «Анадолу». В меморандуме указано, что обеспечивать контроль за работой зоны должны представители России, Ирана и Турции. Однако вооруженная оппозиция выступает против включения специалистов из Ирана в мониторинговую команду и поддерживает присутствие в зоне только представителей России и Турции.
Умеренная оппозиция и Турция на протяжении всех переговоров в Астане критикуют Иран, заявляя, что страна занимает контрпродуктивную позицию по договоренностям. МИД Турции в заявлении подтвердил, что наблюдатели в Идлибе будут из трех стран, а разместятся они на КПП и в пунктах наблюдения, говорится в заявлении ведомства, переданном Reuters.
В начале июля спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев говорил, что в зоны деэскалации будет направлена российская военная полиция. В конце июля была окончательно сформирована зона деэскалации в Восточной Гуте, а в начале августа — в районе города Хомс. Там начали размещаться КПП российской военной полиции.
Для наблюдения за перемирием тройка гарантов создаст координационный центр.
Министр обороны России Сергей Шойгу в августе говорил, что создание зон помогло практически завершить конфликт. «В Сирии нам удалось, отделив одних от других, создать четыре зоны деэскалации и прекратить фактически гражданскую войну», — констатировал министр на международном военно-техническом форуме «Армия-2017», где встретился с коллегой из Ливана Якубом Ас-Саррафом.
Президент России Владимир Путин 15 сентября обсудил создание зон деэскалации в Сирии на оперативном заседании Совета безопасности России.