Минюст признал иноагентами Дудя, Шульман и карикатуриста Ёлкина
Минюст расширил реестр СМИ-иноагентов, добавив в него девять человек. Теперь в перечне 142 позиции. В список добавлены:
- журналист Юрий Дудь;
- карикатурист Сергей Ёлкин;
- основатель и шеф-редактор The Insider (признано СМИ-иноагентом) Роман Доброхотов;
- политолог и публицист Екатерина Шульман;
- руководительница общественного движения «Маяк» (признано иноагентом) Регина Дзугкоева;
- журналист Карен Шаинян;
- руководительница психологической службы «Российская ЛГБТ-сеть» и ЛГБТ-организации «Выход» (обе организации внесены в реестр иноагентов) Мария Сабунаева;
- обозреватель Алексей Семенов;
- журналист «Таких дел» Кирилл Кругликов.
Мария Сабунаева сообщила РБК, что была готова к решению Минюста: «Еще месяц назад Минюст сообщил, что у них приказ создать реестр тех, кто работал в организациях, признанных иностранными агентами. Я работала в двух таких организациях: «Российская ЛГБТ-сеть» и ЛГБТ-организация «Выход» (включены в реестр иностранных агентов. — РБК). Они не могли получить какую-либо поддержку государства, значит, было иностранное финансирование. А если было иностранное финансирование и мы хотели хоть как-то говорить о своих правах, это уже называлось политической деятельностью».
Сабунаева добавила, что ей «приятно находиться на соседней строчке с Екатериной Шульман». «У меня хорошая компания. В данный момент у меня нет потребности что-либо писать, я не блогер. В последнее время я ничего не пишу. Но в любом случае я могу маркировать свои сообщения так, что это будет звучать гордо. Это тоже определенный флешмоб. Сегодня «иноагент» — это знак качества», — отметила психолог.
По словам Дзугкоевой, она «рада оказаться в списке с такими потрясающими людьми». «Я этим горжусь. Как это повлияет на мою жизнь, пока не знаю. Придется маркировать сообщения — пока я буду это делать, потом подумаю», — сообщила руководительница движения «Маяк».
Карен Шаинян заявил РБК, что не собирается маркировать сообщения и уверен, что внесение в реестр не повлияет на его жизнь. «Планирую наслаждаться [этим]», — сказал он. Журналист уточнил, что через неделю после начала военной операции на Украине уехал из России.
«Узнал о решении где-то полчаса назад. В 9:30 я был в аэропорту, я сейчас не в России, собирался возвращаться, я уже был на воротах посадки <...> Вижу, что мне приходят всякие пуши о том, что пытаются войти в мои учетные записи в Telegram, Facebook (материнская компания Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена), еще где угодно — вот так я узнал о том, что стал иноагентом <...> Все, что что я могу сделать, чтобы обжаловать это решение, я попытаюсь сделать, потому что оно неправильное, оно незаконное. Я никакой не иностранный агент, я всю жизнь прожил в России. И сейчас первый раз, когда я впервые выехал заграницу», — сообщил РБК журналист Кирилл Кругликов.
РБК обратился за комментарием к Юрию Дудю и его представителю, а также к Роману Доброхотову. Сергей Ёлкин отказался от комментария.
13 апреля Шульман сообщила, что уехала в Германию как стипендиат фонда Роберта Боша по приглашению, полученному еще в марте прошлого года. Политолог заявила, что речь идет о рабочей поездке, она не собирается «изображать из себя большую жертву репрессий, чем есть на самом деле» и не претендует на статус полноценного эмигранта. В начале апреля «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что имя Шульман фигурировало в запросе МВД в адрес Шанинки, в котором ведомство просило предоставить документы о сотрудничестве с рядом преподавателей, которые «критически высказываются о действующей российской власти».
О своем отъезде из России также сообщил Ёлкин, написав в соцсетях, что находится в Болгарии. Художник известен своими работами на политическую тематику, он сотрудничал с Deutsche Welle и «Радио Свобода» (оба СМИ внесены в реестр иноагентов).
Доброхотов покинул Россию осенью прошлого года. В конце сентября ФСБ сообщила, что в отношении журналиста было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 322 УК (незаконное пересечение государственной границы), его объявили в розыск. Дома у родных Добохотова прошли обыски.
Теперь в реестре СМИ-иноагентов 142 редакции, журналиста и юрлица, созданных физлицами-иноагентами для отчетности в Минюст. В последний раз список обновлялся 8 апреля. Тогда власти включили в него рэпера Face (Ивана Дремина), адвоката Марка Фейгина, преподавателя НИУ ВШЭ в Петербурге Дмитрия Дубровского, журналистку «Новой газеты» Ирину Тумакову, писателя и журналиста Андрея Филимонова и журналистку Екатерину Маяковскую («Idel.Реалии» — издание «Радио Свобода», которое признано СМИ-иноагентом).
Неделей ранее в реестр внесли в том числе основательницу The Bell Елизавету Осетинскую и главного редактора издания Ирину Малкову, публициста Евгения Понасенкова, журналистку «Дождя» (признан Минюстом иноагентом) Марию Борзунову.
Минюст также ведет реестры незарегистрированных объединений и НКО. Все иноагенты обязаны маркировать свои материалы специальной подписью — за ее отсутствие предусмотрен штраф. Также иноагенты должны отчитываться о своей деятельности и о том, как были потрачены полученные из-за границы деньги. В апреле ведомство запустило новый реестр физлиц-иноагентов, внеся туда журналистов Евгения Киселева и Матвея Ганапольского.