Неожиданное отступление: почему Путин решил вывести войска из Сирии
Военная операция России в Сирии заняла пять с половиной месяцев: Совет Федерации одобрил введение войск 30 сентября, а 14 марта президент Владимир Путин объявил о выводе «основных войск» с территории республики.
Цели и средства
«Наша задача заключается в том, чтобы стабилизировать законную власть и создать условия для поиска политического компромисса», — говорил Путин в октябре 2015 года. Другой целью он провозглашал необходимость «очистить Сирию от боевиков, террористов и оградить Россию от возможных террористических атак».
Для решения двух этих задач в регионе была развернута наземная база. На авиабазе Хмеймим, на западе провинции Латакия, разместилась группировка ВКС России. Более чем за четыре месяца кампании группа разрослась до 70 самолетов. Охраняли базу и обслуживали технику около 4 тыс. человек, писал Reuters. Кроме авиационной группировки на базе в Латакии базировался мощный комплекс противовоздушной обороны. В состав группы ПВО входили несколько систем «Панцирь-С1», зенитно-ракетный комплекс «Бук-М2», а также новые комплексы С-400.
С моря авиабазу прикрывала группа кораблей во главе с ракетным крейсером «Варяг». Кроме него в группу входили ракетные корабли «Дагестан», «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг», подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону». Разведку штатными средствами флота осуществляли с помощью разведывательного корабля «Василий Татищев». Именно с помощью этих кораблей было нанесено 48 ударов крылатыми ракетами по территории Сирии.
По подсчетам РБК, операция в Сирии обходилась российскому бюджету в $2,5 млн в день. Для сравнения, американские военные тратят на сирийскую кампанию около $11,4 млн ежедневно.
В ходе конфликта стало известно о четырех погибших российских военнослужащих. Через месяц после начала операции погиб 19-летний контрактник Вадим Костенко: официальной причиной его гибели назвали самоубийство. 24 ноября в Сирии погиб Олег Пешков — пилот бомбардировщика Су-24, сбитого турецкими истребителями. Штурмана Су-24 Константина Мурахтина удалось спасти, но во время спасательной операции погиб морской пехотинец Александр Позынич. 3 февраля Министерство обороны РФ объявило о гибели в Сирии российского военного советника, попавшего под минометный обстрел. По официальной версии, он не участвовал в боевых действиях, а занимался обучением сирийских военных, которые получают российскую военную технику. Имя погибшего Минобороны не назвало.
Итоги операции
За время российской операции, по сведениям Минобороны России, было освобождено более 10 тыс. кв. км территории, более 200 населенных пунктов вернулись под контроль правительства. Но, по данным IHS Conflict Monitor, за весь 2015 год правительственная армия потеряла еще около 16% территорий, большая часть которых находится на востоке провинции Хомс, в Пальмире.
По состоянию на декабрь 2015 года ИГ (деятельность организации запрещена в России) контролировала 78 тыс. кв. км, сирийское правительство — 30 тыс., еще 15,8 тыс. были под контролем сирийских курдов.
Тем не менее к моменту подписания перемирия отряды Асада находятся в лучшей позиции, чем были до прихода российских военных, считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. При поддержке российской авиации и отрядов ливанской «Хезболлы» правительственной армии удалось отрезать восточные районы города Алеппо, подконтрольного оппозиции, от границы с Турцией. Таким образом, связь между северными территориями повстанцев и городом была прервана. После подписания перемирия 27 февраля отряды Асада не перестали атаковать районы города, российские ВКС также продолжили авиаудары. Но дальнейших успехов на этом фронте достичь не удалось.
При поддержке российских самолетов в последние дни операции осуществлялось наступление на город Пальмиру на востоке провинции Хомс. Древний город был захвачен в мае 2015 года боевиками ИГ (запрещена в России). В последние дни сирийской армии удалось с помощью переданных Россией ракетных систем залпового огня «Буратино» и «Смерч» подойти к городу на 5–7 км.
Оппозиция также воспользовалась перемирием, чтобы на фоне грядущих переговоров в Женеве укрепить свои позиции, считает Храмчихин. Оппозиционные отряды перешли в наступление на севере Латакии в начале марта и смогли захватить стратегическую высоту Аль-Навара. На юге провинции повстанцы также атаковали правительственные войска. Отряды террористической организации «Фронт ан-Нусра» (запрещена в России) и «Джунд аль-Акса» захватили две вершины в районе деревни Аль-Аис.
«Декларировалась борьба с ИГИЛ. ИГИЛ не повержена, хотя определенный ущерб и нанесен», — рассуждает научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Николай Сухов. С другой стороны, контрабандная торговля нефтью серьезно нарушена, сирийская армия заняла большие территории, а «на земле» запущен процесс переговоров, которые могут оказаться важнее консультаций в Женеве, отмечает эксперт.
Неожиданный уход
Решение о выводе основной российской группировки из Сирии президент Владимир Путин не обсуждал ни с кем из мировых лидеров, кроме президента Арабской Республики Башара Асада. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Представители сирийской оппозиции назвали решение Путина неожиданным. «Я не понимаю заявления России. Это сюрприз, так же как и их вступление в войну. Бог защищает нас», — сказал в интервью Reuters Фади Ахмад, представитель «Первой береговой дивизии» (группировка в составе «Свободной сирийской армии»).
Путин объяснил начало вывода войск из Сирии тем, что основные задачи выполнены. Это хорошая новость, учитывая, что в ближневосточном контексте многие боялись сухопутной операции, комментирует первый зампредседателя думского комитета по обороне Сергей Жигарев. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев назвал решение президента долгожданным: «Не потому, что операция затянулась. Ее сроки с самого начала никак не предопределялись [...]: операция могла с равной степенью вероятности и оказаться более быстротечной, и растянуться на значительное время», — пояснил Косачев у себя в Facebook.
Почему решение было принято сейчас и без каких-либо публичных приготовлений, не очевидно, говорит Кадри Джамиль, бывший вице-премьер сирийского правительства: «Я думаю, Россия достигла своих военных целей, и одновременно в начале женевских переговоров она широко открывает двери для политического решения, облегчает эту задачу». Россия выполнила цель препятствования падению сирийского государства, частично ослабила угрозу терроризма, к тому же сирийская операция и была изначально заявлена как временная, говорит политик. Решение могло быть принято по итогам торга с американцами — не зря же бывший госсекретарь США Генри Киссинджер приезжал в Москву, считает Сухов из РАН.
«Ситуация в регионе изменилась в пользу правительства, Россия укрепила Сирию как государство. Каким бы деспотичным оно ни было, это единственный гарант выживания населения, — считает Сухов. — Кроме того, Россия повысила свой авторитет как мировой державы в Азии и Африке». Наконец, операция стала проверкой боеспособности армии: учения, испытания в боевых условиях многих систем вооружения — «прекрасная реклама нашего оружия на мировом рынке», полагает эксперт.
Как будут дальше действовать российские войска и как скоро они будут выведены, пока не известно.
На вопрос о том, оставляет ли Россия возможность вернуться в Сирию, Песков напомнил, что в Сирии войска РФ действовали на основе обращения руководства Сирии. На вопрос, поступала ли от Асада просьба прекратить операцию, Песков сообщил, что решение принято «на основе оценки результатов выполнения операции ВКС».
Вопросы о графике вывода войск, численности остающегося контингента, а также о том, останется ли в Сирии комплекс С-400, Песков переадресовал в Минобороны. Представитель ведомства заявил, что «торопиться не надо», пообещав предоставить комментарии во вторник.
Мирные переговоры
Укрепление режима Асада и истощение вооруженной оппозиции открыли дорогу к мирным переговорам, о которых с 2012 года говорили и Москва, и Вашингтон. Противоборствующие силы не заключали перемирия непосредственно, но тот факт, что правительственные силы и вооруженная оппозиция согласились с предложенным им форматом, показал, насколько обе стороны истощены, говорил The Washington Post директор Центра ближневосточных исследований Университета Оклахомы Джошуа Лендис.
Объявление о начале вывода большей части российского воинского контингента из Сирии было сделано Кремлем накануне очередного раунда переговоров по сирийскому урегулированию в Женеве.
Представители режима Башара Асада и вооруженной сирийской оппозиции встречались впервые за месяц, после того как предыдущий раунд переговоров был сорван из-за обвинений противников официального Дамаска в нарушении режима прекращения огня.
Но 22 февраля Россия и США договорились о прекращении с 27 февраля всех боевых действий в Сирии за исключением тех, что ведутся против запрещенных в России организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра». К перемирию в итоге присоединилось более 40 группировок вооруженной сирийской оппозиции.
Альтернативного женевским переговорам формата урегулирования не было. Никакого «плана Б» в случае их срыва не существует, заявил 13 марта спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Единственная альтернатива — затягивание конфликта. Об отсутствии других вариантов в случае срыва перемирия и межсирийских переговоров говорил и глава российского МИДа Сергей Лавров.
Дипломатического прорыва в Женеве не ожидали, но наблюдатели сохраняли некоторый оптимизм из-за того, что согласованный при посредничестве России, США и ООН режим прекращения огня худо-бедно соблюдался последние две недели. По оценкам госсекретаря США Джона Керри, уровень насилия упал за это время на 80–90%, при этом ответственность за оставшиеся случаи кровопролития он возложил на проправительственные силы. Россия и Иран, по его словам, взяли на себя ответственность «за силы, которые они контролируют или на которые оказывают влияние», поэтому Путину «следовало бы быть обеспокоенным», заявил Керри.
На новую встречу возлагали надежды все стороны конфликта. Накануне российские и американские дипломаты встречались для обсуждения ее повестки как в Женеве, так и в Аммане (Иордания взяла на себя задачу отбора участников для переговоров, там же Госдеп разместил Центр мониторинга насилия).
Замороженный конфликт
Насколько вывод российского контингента послужит наступлению мира в Сирии, вопрос открытый. Песков не стал отвечать на вопрос журналистов, означает ли принятое решение полное прекращение боевых операций ВКС России.
Россия может таким образом и давать понять, что не собирается больше давить на Асада, с тем чтобы тот участвовал в переговорах, заявил РБК профессор Американского университета в Бейруте Имад Саламей. «Это прелюдия к потенциальному нарушению сирийским режимом женевских договоренностей о прекращении огня, — допускает он. — У режима Асада сейчас передозировка иранско-российской помощи, у него наступательный запал». Аргументируя свою позицию, Саламей ссылается, в частности, на нежелание делегации из Дамаска обсуждать передачу власти из рук Асада.
Одобренная в декабре 2015 года Совбезом ООН резолюция по Сирии предполагает проведение выборов в стране в течение полутора лет: голосование должно пройти уже после принятия новой Конституции и под контролем со стороны ООН.
Сирийский министр иностранных дел Валид Муаллем заявил, что постановка вопроса об отставке президента Асада для правительственной делегации будет «красной чертой», за которой дальнейшие переговоры будут невозможны. «Несмотря на то, что полное политическое решение, которое сменило бы власть в Сирии, — это желаемая цель, сейчас она фактически недостижима. Если оппозиция будет настаивать на этом, это гарантированно сорвет переговоры и, скорее всего, приведет к возобновлению боев. Риск переговоров в Женеве в том, что оппозиция и те, кто ее поддерживает, могут сделать «лучшее» (уход Асада) врагом «хорошего» (продления перемирия), а в итоге все закончится «худшим» — возобновлением насилия без каких-либо реальных планов на их остановку», — заявил The Financial Times экс-советник Барака Обамы по Ближнему Востоку, член совета по международным делам Филипп Гордон.
Как передает Кремль, в телефонном разговоре с Путиным сам Асад также выразил надежду, что переговоры приведут к «конкретным результатам». Но пока, судя по словам находящегося в Женеве российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, консультации идут «сложно». Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура в понедельник также попросил журналистов воздержаться от преждевременного оптимизма.
Сдержанная реакция
Западные лидеры пока сдержанно оценили решение Москвы. Администрация Барака Обамы будет изучать намерения Кремля в сирийском вопросе, заявил пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. Он также заметил, что позиция США не изменилась и в Вашингтоне по-прежнему считают, что Россия осуществляла в Сирии военную интервенцию с целью поддержки режима Башара Асада. Европейский союз также пока вырабатывает позицию. «Нам требуется больше информации», — заявила РБК Кэтрин Рей, официальный представитель верховного представителя ЕС по внешней политике Федерики Могерини.
Зато глава МИД Германии Франк-Вальтер Штанмайер выразил надежду, что вывод российских войск с территории Сирии окажет давление на президента Арабской Республики Башара Асада на переговорах по мирному урегулированию.
«Если заявление о выводе российских войск воплотится в жизнь, это приведет к увеличению давления на режим [президента Сирии Башара] Асада, для окончательного и серьезного ведения переговоров в Женеве о переходном политическом периоде», — сказал Штайнмайер.
«Путин говорит, что российские цели в Сирии достигнуты. Выглядит так, что удары по ИГИЛ никогда не были целью России. Хм», — прокомментировал в Twitter директор программы по борьбе с терроризмом Вашингтонского института ближневосточной политики Мэтью Левит. Схожую реакцию вызвало решение Путина и у бывшего посла США в России Майкла Макфола. «Я был в Азии неделю. А что, Россия победила ИГИЛ, пока меня не было?» — заметил он также в Twitter.
Главная цель Путина, которую он преследовал перед началом военной операции в Сирии, была имиджевой — заставить Запад говорить с собой на равных, считает Храмчихин. «Эта цель выполнена. Мы могли наблюдать, что разрешением сирийской проблемы занимались только две страны — Россия и США», — резюмирует эксперт.
При участии Елизаветы Антоновой, Екатерины Мархулия, Вячеслава Козлова, Фариды Рустамовой, Ильи Рождественского