Сурков заявил, что Россия не сможет жить в границах «похабного мира»
Россия и ее народы не смогут долго оставаться в границах «похабного» Брестского мира, в будущем страну ожидает «много геополитики», причем не теоретической, а прикладной и, возможно, «контактной». Об этом написал бывший заместитель администрации президента России Владислав Сурков в статье «Туманное будущее похабного мира» для издания «Актуальные комментарии».
По словам Суркова, после распада СССР Россия без войн и поражений оказалась в границах Брестского мира, который заключили большевики с Германией в 1918 году. Он процитировал эпитет, которым охарактеризовали этот договор его противники, — похабный.
«Получается, Россия спустя много лет была вновь оттеснена обратно в границы «похабного мира». Не проиграв войны. Не заболев революцией. Какой-то смешной перестройки, какой-то мутной гласности хватило, чтобы лоскутная советская империя расползлась по швам. Значит, фатальная уязвимость была встроена в систему», — написал он.
Однако это не конечная точка, считает Сурков. Он уверен, что России предстоит впереди «много геополитики», причем практической. «И что дальше? Точно — не тишина. Впереди много геополитики. Практической и прикладной. И даже, возможно, контактной», — подчеркнул Сурков.
«Как же иначе, если тесно и скучно, и неловко...и немыслимо оставаться России в границах похабного мира. Мы за мир. Разумеется. Но не за похабный. За правильный», — резюмировал он.
Сурков периодически публикует статьи с анализом общественно-политической обстановки в России и предсказаниями дальнейших событий. В октябре 2021 года он опубликовал статью «Безлюдная демократия и другие политические чудеса 2121 года». В ней говорилось, что на смену «человеческому государству» придет «безлюдная демократия».
В будущем все политические решения можно будет делегировать искусственному интеллекту, считает Сурков. Но политический класс полностью не исчезнет, поскольку у алгоритмов есть владельцы, отметил он. «В цифровую эпоху это ИТ-гиганты, которые поворачиваются передом (дружественным интерфейсом) к народным массам, а задом (гостеприимно распахнутым бэкдором) — к спецслужбам. Цифровики и силовики, таким образом, останутся в игре», — прогнозирует автор.
«Безлюдной демократией» Сурков назвал новую форму, которая возникнет «в результате неизбежной цифровизации и роботизации политической системы». Главной особенностью последней станет резкое снижение роли человеческого фактора в политическом процессе, и она сменит традиционное «человеческое государство».
При этом, по прогнозу Суркова, несколько небольших стран «смогут нарастить столь мощные кибернетические ресурсы, что окажутся в состоянии контролировать значительную часть пока еще ничейного киберпространства и при необходимости парализовать военные и экономические потенциалы самых больших государств».
В июне 2021 года в интервью Financial Times Сурков заявил, что «передозировка свободы смертельна для государства». По его словам, после распада Советского Союза, к которому привело однообразие, людям нужно было дать разнообразие. Они получили его в 1990-е годы, однако оно «губило Россию еще быстрее», считает Сурков. Поэтому он сделал вывод, что разнообразие нужно контролировать, тогда «все будут довольны, и при этом сохранится единство общества».