Новое сдерживание: зачем США вчетверо увеличили траты на защиту Европы
Программа военной поддержки союзников США в Европе может быть увеличена вчетверо в будущем году. На минувшей неделе Пентагон обнародовал параметры проекта оборонного бюджета в начинающемся 1 октября 2017 фискальном году. В нем прописано увеличение бюджета «Инициативы по обеспечению безопасности Европы» (European Reassurance Initiative — ERI) с $800 млн в 2016 году до $3,4 млрд. Расходная часть проекта оборонного бюджета США на 2017 фискальный год составляет $582,7 млрд. Это на $2,4 млрд больше, чем военный бюджет предыдущего года.
Как отмечает американское издание Defense News, проект бюджета Пентагона показывает, что его разработчики попытались ответить на краткосрочные вызовы, стоящие перед Штатами, исходя из чего можно признать, что наращивание европейского оборонного потенциала для сдерживания России является не менее важной задачей для американских военных стратегов, чем борьба с запрещенным в России «Исламским государством». Бюджет операций против террористической группировки, орудующей в Сирии и Ираке, запланирован на уровне $7,5 млрд, вдвое больше, чем в текущем году.
Ответ на Крым
Инициатива ERI была разработана Минобороны США в 2014 году в качестве ответа на новый вызов: после присоединения Крыма отношения между странами НАТО и Россией резко похолодали, в июне того года президент США Барак Обама в Варшаве объявил о необходимости обеспечить безопасность союзников США в Восточной Европе. Как указывало (*.pdf) Минобороны США, в его планы, в частности, входят увеличение присутствия американских военных в регионе, активизация двусторонних и многосторонних учений и модернизация военной инфраструктуры с целью повышения оперативности реагирования.
Стратеги Пентагона предложили дислоцировать в странах Восточной Европы дополнительную бригаду армии США численностью 5 тыс. военнослужащих. Новая бригада не будет иметь постоянной дислокации и будет перебазироваться из страны в страну, в том числе Польшу и государства Балтии. Совокупная численность регулярных вооруженных сил Латвии, Литвы и Эстонии — около 10 тыс. человек, при этом в этих странах нет ни военно-воздушных, ни военно-морских сил. Увеличение бюджета ERI вчетверо необходимо именно для этого.
Объясняя, на что будут потрачены запланированные $3,4 млрд, постпред США при НАТО Дуглас Льют рассказал на брифинге для журналистов на минувшей неделе, что половина из этой суммы пойдет на заблаговременное развертывание военной техники в Европе. «Мы развертываем боевую технику не в целях учебной подготовки, а в целях ведения боевых действий. Конфигурация позволяет привести подразделения из США в заданный район к развернутой военной технике», — сказал он. По словам Льюта, на базе бригады может быть развернут штаб дивизии — уже численностью от 15 тыс. до 20 тыс. человек. Бригада получит танки, боевые машины пехоты M2 Bradley и механизированные артиллерийские установки. «Это очень серьезное вооружение на уровне бригады, которое важно для союзников по НАТО, — заявил Льют. — Мы будем обеспечивать долгосрочное использование этих сил и средств». Помимо этого, бригада будет осуществлять авиационную поддержку, боевое и сервисное обеспечение.
«Создание боевой бригады — это серьезный шаг вперед по сравнению с контингентом из 150 американских военнослужащих, которые в настоящее время попеременно базируются в Польше и Прибалтике, где проводят совместную боевую подготовку. Бригада не сможет остановить танковое наступление, но она точно поможет сдержать и отразить вторжение «маленьких зеленых человечков», которых Владимир Путин использовал в Крыму и на востоке Украины», — пишет The Wall Street Journal.
Россия перед вызовом
«С увеличением финансирования ERI США займет 15-е место среди европейских стран по объему военных расходов в 2016 году», — говорит в комментарии Defense News Гири Раджендран, научный сотрудник программы «Оборона и экономика» в Международном институте стратегических исследований. С кризиса 2008 года во многих странах Европы снизился уровень боевой готовности из-за сокращения военных расходов, добавляет эксперт. Большинство стран НАТО тратят на оборону меньше целевого показателя (2% от ВВП), установленного альянсом.
«Увеличение боевой готовности и взаимодействия посредством ERI, судя по всему, окажет мультиплицирующее воздействие на уровень подготовки и их способность противостоять реваншистской России», — заключает Раджендран.
Несмотря на четырехкратное увеличение программы, это сравнительно небольшие средства во всем военном бюджете США, уверен военный аналитик Владимир Евсеев. Однако сам факт увеличения финансирования и создания бригады полной готовности говорит о том, что у Запада возникла потребность в наращивании военной группировки. «От России это потребует развертывания наступательного потенциала, чтобы в случае конфликта мы могли разбить бригаду, уничтожить сеть снабжения и выйти к Балтийскому морю, — рассказал РБК Евсеев. — Фактически нас вынуждают создавать контрпотенциал, пойти путем нарастания конфронтации».
В июне прошлого года Минобороны России обещало ответить на появление тяжелого вооружения США в Восточной Европе. В Москве уже говорили о планах по перевооружению до 2018 года ракетной бригады в Калининградской области оперативно-тактическими комплексами «Искандер-М». Минувшей осенью обсуждалось размещение в белорусском Бобруйске авиаполка, на вооружении которого будут находиться истребители Су-27.
Умеренный бюджет
Запланированный на 2017 год военный бюджет на $22 млрд меньше, чем ранее прогнозировал Пентагон. Из этой суммы $5 млрд переведено из базовых расходных статей в отдельный бюджет зарубежных операций в чрезвычайных ситуациях, на $5,6 млрд сокращены расходы на топливо и повышение технологической эффективности. Еще $11,2 млрд американское военное ведомство сэкономит на закупках вертолетов Apache и Black Hawk, истребителей-бомбардировщиков F-35A, транспортных самолетов C-130J, конвертопланов V-22 Osprey и армейских вездеходов.
По словам аналитика Capital Alpha Partners Байрона Келлана, сокращение закупок уже существующих боевых платформ поможет Пентагону переключиться на развитие новых разработок — ассигнования на них в проекте бюджета выросли с $69 млрд до $71,8 млрд. «Нас догоняют другие, поэтому мы действительно собираемся сосредоточиться на некоторых из этих угроз», — объясняет он логику Пентагона в разговоре с Defense News. Издание также цитирует главу генерального директора вооружения французских вооруженных сил Лорана Колле-Бийона, который характеризует американский подход к финансированию армии так: «Мы можем сократить производство, затормозить немного, но мы никогда не сократим [расходы на] технологические инновации».
Общий объем расходов укладывается в параметры, согласованные в прошлом году между демократами и республиканцами в рамках «бюджетной сделки», позволившей администрации Барака Обамы в очередной раз повысить потолок государственного долга. Однако эта сумма почти в $600 млрд не удовлетворяет многих из игроков.
Так, свои опасения, что такой уровень расходов не соответствует потребностям американских вооруженных сил в модернизации и инновациях, уже высказал глава Национальной ассоциации оборонной промышленности Крейг Маккинли. «Мы призываем конгресс продолжить надпартийную работу и продолжить стабильно отвечать на нужды [Министерства обороны] для обеспечения долгосрочного функционирования структуры вооруженных сил, их боевой готовности и в первую очередь их модернизации», — говорится в распространенном от его имени заявлении. Аналогичного мнения придерживается и Ассоциация аэрокосмической промышленности: в своем заявлении группа заявила, что предполагающееся проектом сокращение закупок «увеличивает риск для наших войск, делает будущие военные операции более дорогостоящими, как и усилия по будущей модернизации».
По словам Келлана из Capital Alpha Partners, о возможном увеличении финансирования со стороны конгресса говорить рано. «Вы, может быть, и сможете направить больше денег на оборону, но демократы не дадут этого сделать, если не получат такой же кусок на необоронные расходы», — рассуждает он.