В Грозном освободили задержанных сотрудников «Комитета против пыток»
В Грозном освободили сотрудников Сводной мобильной группы, работающей под эгидой «Комитета против пыток». Об этом говорится в сообщении, опубликованном в твиттере организации.
«Ребят из СМГ отпустили. Телефоны вернули. Ребята в безопасности в отеле Грозный сити», – говорится в сообщении.
«В ходе странных обысковых мероприятий, которые сотрудники полиции проводили в отношении сотрудников СМГ Комитета против пыток, у них были изъяты телефоны, три фотоаппарата (один из них принадлежал журналистам компании Альджазира) видеорегистраторы. Из служебного автомобиля СМГ были изъяты два ноутбука со служебной информацией», – написал в своем фейсбуке глава «Комитета против пыток» Игорь Каляпин.
По его словам, сотрудники комитета вызвали на место следователя Следственного комитета России в связи с «незаконным содержанием». Следователь, в свою очередь, «пояснил нашим сотрудникам, что они свободны», добавил Каляпин. «Однако, когда [один из сотрудников Сводной мобильной группы] Дмитрий Димитриев попытался покинуть помещение, сотрудники полиции ему воспрепятствовали, применив физическую силу. В настоящее время телефоны ребятам возвращены. Полицейские обещают в течение ближайшего часа привезти им проколы изъятия техники – фотоаппаратов, ноутбуков и видеорегистраторов», – сообщил Каляпин.
Сотрудников «Комитета против пыток» задержали сегодня утром. В квартиру, которую снимали двое сотрудников Сводной мобильной группы, с обысками пришли силовики. «Их фактически удерживают в квартире, требуют, чтобы они последовали за сотрудниками правоохранительных органов. Не предъявили никаких документов на обыск или арест. Мы опасаемся за наших коллег», – заявляла Интерфаксу глава российского отделения Human Rights Watch (HRW) Татьяна Локшина.
Глава организации «Комитет против пыток» Игорь Каляпин заявил, что у одного из сотрудников, Дмитрия Димитриева, изъяли личный телефон и фотоаппарат. Также собирались изъять служебный телефон у второго сотрудника, Сергея Бабинеца. «Полицейские намерены изъять также регистратор в машине и доставить парней в отдел», – писал Каляпин у себя в фейсбуке. В 13:05 связь с группой, по его словам, была потеряна.
«Удалось дозвониться до замминистра МВД Чечни [Апти] Алаудинова. Тот говорит, что в курсе ситуации. На месте присутствует следователь СК. Вроде как ребят в отдел полиции пока не везут. Адвокат уже на подходе», – добавил Каляпин.
В течение двух часов правозащитники не могли связаться со своими коллегами из Сводной мобильной группы в Грозном. «Где-то с 13:30 мск мы не можем с ними связаться. У наших коллег отобрали мобильные телефоны, с ними нет никакой связи», – сказала Локшина Интерфаксу. По ее словам, о случившемся уже проинформированы глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова.
В правоохранительных органах Чечни отвергли заявления об инциденте с сотрудниками Сводной мобильной группы. «В течение последних дней представители комитета предпринимают всевозможные действия, пытаясь совершить провокацию», – заявил Интерфаксу источник в правоохранительных органах республики Чечня. Также он отверг сообщения о том, что «сотрудники правоохранительных органов пытались доставить представителей комитета в полицию».
«Никому в голову не приходило задерживать правозащитников. У нас нет никаких претензий к этим людям, и интереса для правоохранителей они не представляют», – добавил агентству РИА Новости источник в МВД Чечни.
«Это дезинформация, она распространяется умышленно. Мы видим, что представители комитета стремятся вызвать вокруг этой организации волну информационных сообщений, делая ложные заявления», – добавил источник Интерфакса. По его словам, накануне с правозащитниками встретился высокопоставленный представитель МВД Чечни, который просил объяснить, с чем связаны заявления комитета о каких-либо притеснениях. «Если они чувствуют наличие какой-то угрозы, то им может быть обеспечена полная безопасность и охрана», – передал источник слова представителя МВД.
Источник также «назвал беспочвенными утверждения о поджоге офиса комитета». По его словам, сейчас органы проводят проверку по факту задымления.
Сводная мобильная группа российских правозащитников работает в Чечне на вахтовой основе. Руководит группой глава некоммерческой организации «Комитет против пыток» Игорь Каляпин.
В ночь на 12 декабря в офисе некоммерческой организации «Комитет против пыток» в Грозном произошел пожар. «Вот уже горит и наша квартира в Грозном…», – говорилось в сообщении организации. Речь шла о квартире, расположенной в доме №19 по улице Розы Люксембург, в которой располагается офис чеченского подразделения организации. Несколькими часами ранее представители организации сообщили о том, что мобильную группу преследуют неизвестные. «Наша группа опасается возвращения домой. Какие-то непонятные люди преследуют авто», – говорилось в сообщении в фейсбуке.
10 декабря глава Чечни заявил, что деньги от зарубежных заказчиков исполнителям атаки на Грозный передал боевикам «человек по фамилии Каляпин». «У компетентных органов имеется информация, что деньги западных спецслужб от Ахмада Умарова передал бандитам человек по фамилии Каляпин. Нужно проверить, не об этом ли Каляпине идет речь. А если подтвердится, предъявить спрос», – написал Кадыров в своем инстаграме.
Это заявление прозвучало на следующий день после того, как правозащитники пожаловались в Генпрокуратуру и Следственный комитет на Рамзана Кадырова, который призвал к выдворению из Чечни родственников боевиков. В частности, правозащитников возмутило высказывание Кадырова, оставленное им в инстаграме 5 декабря. «Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом», – писал Кадыров.
«Привлечение же лица к уголовной ответственности лишь за сам факт родства с преступником российским законодательством исключено», – заявил в ответ глава «Комитета против пыток» Игорь Каляпин. Он добавил, что согласно статье 18 федерального закона «О противодействии терроризму», они обязаны возместить материальный и моральный вред, причиненный в результате террористического акта, но только «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».
В субботу, 13 декабря, в Грозном прошел митинг в поддержку действий властей республики по борьбе с бандитизмом. «Народ Чеченской Республики решительно осуждает терроризм и требует принятия жестких мер в отношении тех, кто проявляет к бандитам малейшую лояльность! Такой призыв звучал сегодня из уст практически каждого выступающего на митинге в центре Грозного», – писал глава Чечни в инстаграме.