Новый курс: В.Путин приподнимает ковер над дерущимися бульдогами
"Сейчас у нас сталкиваются две полярные точки зрения. Согласно одной, скандалы - это отдельные сюжеты, связанные с борьбой отдельных элитных групп, в Минобороны - одни, в Роскосмосе - немножко другие, на АТЭС - третьи. Есть и противоположная точка зрения, что это какой-то новый курс Владимира Путина по борьбе с коррупцией, что так он хочет наладить диалог с "рассерженными горожанами", у которых одна из основных претензий к власти - это всеобъемлющая коррупция, - рассказал политолог Павел Салин. - Я думаю, что эти точки зрения представляют собой крайние варианты, а то, что сейчас на самом деле происходит, не исключает их, но представляет более сложный процесс".
Процесс не связан с ужесточением антикоррупционной борьбы, но если раньше элитные группы собирали компромат друг на друга и приносили его в "высокие" кабинеты, то сегодня часть собранной информации становится достоянием СМИ. По мнению политолога, противостояние российских элит всегда напоминало "борьбу бульдогов под ковром", а с негласной санкции В.Путина этот ковер было решено снять. По сути, "новый курс В.Путина" - это не зачистка коррупционеров, а демонстрация борьбы с ними.
"Я думаю, такая ситуация долго не продлится, потому что это нанесет удар по основам политсистемы, потому что очень скоро затронет и правящую питерскую группу, а сдавать ближайшее окружение В.Путин не готов", - заметил П.Салин.
Он считает, что ситуация может повторить историю с заменой Михаила Зурабова на Татьяну Голикову во главе Минздрава.
"Сама коррупционная система не уничтожается, просто выбиваются ключевые элементы, которые принадлежали к старой команде, и на основные посты ставятся другие люди. То же самое, думаю, сейчас произойдет. Злоупотребления в РКС и Минобороны никуда не исчезнут, просто финансовым потоками будут управлять другие люди", - сделал неутешительный вывод П.Салин.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин соглашается, что задачи "наказать всех коррупционеров" сейчас не стоит. "Если серьезно взяться за российскую коррупцию, это будет похлеще, чем операция "Чистые руки" в Италии в начале 90-х гг. Она привела к революционным изменениям, когда рухнули основные политические партии, управлявшие страной в течение всего послевоенного времени. Насколько я понимаю, российская власть этого бы не хотела. Она, наверное, хотела бы повысить дисциплину чиновников, чтобы был имиджевый эффект от этой кампании, но проводить революционные изменения в элите она явно не готова", - заметил он.
Независимые друг от друга расследования коррупционных историй с разными причинами и перспективами в информационном пространстве оформлены в одну кампанию, потому что в обществе есть запрос на такую борьбу, считает А.Макаркин.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов видит в действиях власти сигналы правящей элите и обществу о том, что государство будет держать под повышенным контролем реализацию капиталоемких мегапроектов, таких как ГЛОНАСС и саммит АТЭС. По мнению эксперта, важно то, насколько последовательно будут проведены расследования и кто выступит в роли виновных.