Левада-центр не сможет провести экзитпол на выборах президента
Левада-центр не сможет провести опрос избирателей (экзитпол) на выборах президента в 2018 году из-за того, что социологическая служба внесена в список иностранных агентов. Об этом РБК заявила пресс-секретарь Левада-центра Карина Пипия.
Она пояснила, что во время выборов НКО — иностранному агенту нельзя проводить опросы, поскольку это воспринимается как влияние на общественное мнение. «Возможно Левада-центр замерит рейтинги кандидатов накануне «периода тишины» и даст результаты уже после президентских выборов», — добавила она.
Ранее директор центра Лев Гудков заявил «РИА Новости», что центр, по всей видимости, не будет проводить экзитпол «вообще». «Статус иностранных агентов запрещает нам это делать», — сказал он. По его словам, организациям, признанным иностранными агентами, запрещено законом проводить подобные исследования и участвовать в электоральных кампаниях.
Гудков заявил, что надеется на исключение Левада-центра из числа иностранных агентов. Тем не менее он признал, что трудно верить в то, что организация будет автоматически исключена из этого реестра. «Поживем — увидим», — добавил он.
Министерство юстиции включило Левада-центр в реестр НКО-иноагентов в начале сентября 2016 года. В ведомстве посчитали, что «договоры с иностранными маркетинговыми компаниями и университетами на исследования» являются иностранным финансированием центра. Помимо получения организацией зарубежного финансирования, причиной ее внесения в реестр иностранных агентов может быть политическая деятельность. Социологические исследования стали относиться к политической деятельности после внесения уточнения в закон об НКО в июне 2016 года.
Организация подавала жалобу в суд на решение Минюста, после чего центр был оштрафован на 300 тыс. руб. за отказ добровольно регистрироваться в качестве иностранного агента. Социологи обжаловали наложение штрафа в Верховном суде.
Левада-центр подавал в Конституционный суд жалобу на положение закона, которое приравнивает социологические исследования к политической деятельности. Лев Гудков отмечал, что из-за этого закон носит «явно неправовой характер». Также социологи подавали жалобу в Европейский суд по правам человека.