Министры стран ЕС договорились ввести санкции против Белоруссии
Сможет ли Брюссель повлиять на политику ЛукашенкоЧто решили в ЕС
27 министров иностранных дел стран ЕС договорились ввести санкции в отношении Белоруссии, сообщает Reuters. Решение об этом было принято по итогам встречи глав МИДов 27 стран ЕС по видеосвязи в пятницу, 14 августа.
Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович сообщил, что за введение санкций высказались большинство участников встречи. «Мы считаем, что ограничения в отношении страны, правительственных чиновников не могут причинить вред обществу», — цитирует его Reuters.
Планы ввести санкции против представителей белорусских властей, участвовавших в репрессиях против мирных демонстрантов, подтвердил глава МИД ФРГ Хайко Маас. По его словам, Евросоюз намерен оказать давление на Белоруссию. «Итоги выборов должны быть пересмотрены, и те люди, которые доказанно применяли жесткость против мирных демонстрантов, должны подвергнуться санкциям», — написал Маас в Twitter. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен поддержала идею введения ограничений против тех, кто нарушает права человека и игнорирует демократические ценности в Белоруссии.
Президент Литвы Гитанас Науседа ранее назвал избрание Лукашенко нелегитимным и призвал власти Белоруссии провести новые выборы. Литва поддержит создание координационного совета для передачи власти в Белоруссии, который предложила организовать баллотировавшаяся на пост президента и находящаяся со вторника в Вильнюсе Светлана Тихановская. Об этом сообщили в пресс-службе президента Литвы. Эксперты допускают сценарий, при котором западные страны могут поддержать оппозицию, и таким образом в Белоруссии установится двоевластие — наподобие того, которая сформировалось в Венесуэле.
Подводя итоги видеоконференции министров стран ЕС, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз не признает итоги президентских выборов в Белоруссии. Список лиц, которых коснутся санкции, будет согласован в ближайшие недели — к концу августа или в сентябре, сообщает The Guardian со ссылкой на источник в ЕС. В ходе дискуссий главы МИД Венгрии, Австрии и Греции отнеслись к идее санкций против Белоруссии без энтузиазма, однако не стали ее блокировать, пишет издание. Наконец, главы МИД стран ЕС договорились выдвинуть Минску предложение о формате диалога между властями, оппозицией и представителями общества для разрешения текущего кризиса. Работа над содержанием этого предложения начнется в самое ближайшее время, заверили в Европейской службе внешнеполитической деятельности.
9 августа в Белоруссии прошли президентские выборы, на которых, по данным ЦИК, победу одержал Александр Лукашенко. Вечером того же дня в Минске и других городах республики начались акции протеста граждан, считающих, что кандидат от оппозиции Светлана Тихановская набрала больше голосов, чем было объявлено ЦИК. Правоохранительные органы начали разгонять демонстрантов, применяя резиновые пули и светошумовые гранаты. Позднее в Белоруссии начались забастовки, а покинувшая страну Тихановская объявила о намерении создать координационный совет, который займется вопросом мирной передачи ей власти. Планируется, что в совет войдут представители всех объединений, которые заинтересованы в диалоге, — трудовых коллективов, партий, профсоюзов и т.д.
Александр Лукашенко утверждает, что выборы главы государства прошли в республике как праздник, хотя были и те, кто хотел их испортить, в том числе иностранные государства. По словам Лукашенко, участниками несанкционированных протестных акций управляли из Польши, Чехии и Великобритании.
Может ли давление ЕС повлиять на Лукашенко
Перед саммитом представители ЕС не раз призывали белорусские власти выпустить неправомерно задержанных мирных демонстрантов, начать политический диалог с оппозицией и отказаться от репрессий. Жестокие действия властей Белоруссии в ответ на демонстрации после президентских выборов являются непропорциональными и недопустимыми, указывал Боррель. «В последние месяцы белорусы отчетливо продемонстрировали, что они желают демократии и соблюдения прав человека. Значительные политические перемены — предварительное условие для дальнейшего развития отношений между ЕС и Белоруссией», — отметил он накануне саммита.
После 2014 года Евросоюз активизировал диалог с Минском. В 2016 году ЕС снял санкции, введенные против Лукашенко и чиновников за жесткое подавление протестов после президентских выборов 2010 года. В январе 2020 года Белоруссия и ЕС подписали соглашение об упрощении визового режима, оно вступило в силу в июле (после его заключения стоимость шенгенской визы в Белоруссии составил €35 вместо €60, а срок получения виз снизился до десяти дней). В общей сложности ЕС предоставляет финансовую помощь Белоруссии на сумму 30 млн евро в год, уточняется на сайте союза.
Решение министров ЕС применить в отношении Белоруссии санкции вряд ли можно считать неожиданностью, считает аналитик консалтинговой AKE International Максимилиан Хесс. «ЕС и ранее прибегал к санкциям из-за жестокости в отношении протестующих после выборов, например после голосования в 2010 году. И хотя большинство тех санкций были впоследствии отменены, некоторые действуют до сих пор», — напомнил аналитик. Инициативу о применении санкций против Белоруссии также поддержали Британия и США, обратил внимание Хесс. «В каком-то смысле новые ограничения — свидетельство готовности Европы подкреплять предупреждения о недопустимости нарушения прав человека конкретными мерами. В то же время выходит, что подобные санкции не оказывают серьезного влияния на поведение властей в Минске», — обращает он внимание.
Куда неожиданнее, по мнению Хесса, стало решение ЕС не признавать итоги выборов в Белоруссии. «Представляется, что инициатором этого шага выступила Литва, но тот факт, что в итоге этот шаг поддержали министры всех стран ЕС, безусловно, стало сюрпризом», — отметил эксперт. Подобные заявления делают из Евросоюза ведущего игрока, требующего запуска диалога между Лукашенко и его оппонентами, резюмировал Хесс.
Впрочем, пока не до конца ясно, как именно Евросоюзу удастся оказать достаточное давление на власти в Минске, чтобы запустить процесс переговоров, говорит Макс Хесс. Во-первых, белорусская оппозиция довольно разрозненна, что усложняет переговоры с ней. Во-вторых, у стран ЕС вряд ли хватит политической воли напрямую признать сторонников Тихановской как легитимное «правительство в изгнании». В-третьих, учитывая недостаток рычагов влияния у ЕС, европейским странам будет непросто принудить Лукашенко к каким-либо уступкам против его воли, полагает аналитик. В этой ситуации создаются новые возможности для усиления влияния России над Белоруссией, допускает он.