Протасевич назвал слухами сообщения о его избиении в СИЗО
Бывший главный редактор Telegram-канала Nexta Роман Протасевич на пресс-конференции в Минске, посвященной ситуации с экстренной посадкой самолета Ryanair, назвал неправдой сообщения о том, что его избивают в СИЗО. Об этом сообщает корреспондент РБК.
Отвечая на вопрос журналиста о следах, которые ранее заметили на руках Протасевича, молодой человек заявил, что «это следы от стяжек во время задержания».
По словам экс-главреда Nexta, он «слышал очень много фейков о своем здоровье». «Я чувствую себя прекрасно, со мной все в порядке, у меня нет ни на что жалоб, никто меня не бил, пальцем не трогал. Я просто хочу обратиться с просьбой не распространять дальнейшие слухи», — сказал он.
Настоящими заложниками сложившейся ситуации, заявил Протасевич, стали его девушка гражданка России Софья Сапега, которую вместе с ним сняли с рейса Ryanair, и его родители, которые сейчас находятся в Польше «в условиях информационного вакуума». «Подумайте, как реагировали бы ваши матери, если бы вы оказались в таких же местах, как и я, и вам бы говорили о том, что вашего сына избивают?» — добавил он.
По словам Протасевича, «СИЗО — это, конечно, не квартира в Вильнюсе», но с ним все в порядке. «Я понимаю, почему я нахожусь под следствием, понимаю, за какие преступления мне придется отвечать», — утверждает он.
Организация в Минске очередной пресс-конференции, посвященной экстренной посадке лайнера Ryanair, началась не раньше пятницы — именно тогда приглашение принять в ней участие получили несколько российских журналистов, включая корреспондента РБК. Заявленными участниками были представители белорусских департамента по авиации Минтраспорта, Следственного комитета, Минобороны и погранкомитета. А также «иные релевантные спикеры», говорилось в анонсе.
Участие в ней Романа Протасевича держалось в строгой тайне — практически до того момента, пока он сам лично не появился в зале. За минуту до этого пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз — модератор пресс-конференции — поставил напротив единственного неподписанного кресла табличку с его именем. В последний момент состав участников пресс-конференции изменился, сказал он.
Зал, где проходила пресс-конференция, — «Национальный пресс-центр» — небольшая комната со стульями в шесть рядов. Первые два ряда заполнили дипломаты, в том числе из стран Евросоюза — места для них были подписаны — также была девушка с британским флагом на маске. Большинство из них быстро покинули зал — после того, как в нем появился Протасевич. Демонстративно из зала вышла и съемочная группа Би-би-си. Корреспондент издания Джон Фишер написал в Twitter, что не собирается участвовать в такой пресс-конференции, к участию в которой Протасевича «явно принудили».
«Вы не верите, в то, что я говорю искренне? Если не верите — так и скажите» — обратился в зал Протасевич. После его вопроса на несколько секунд повисла тишина. Со своего места встала журналист БелаПАН Татьяна Коровенкова и громко заявила, что не верит в то, что Протасевич делает заявления без давления. «Мне сложно представить, что вы пережили за последние недели. Я искренне вам сочувствую. Вам так же искренне сочувствуют многие люди в Беларуси и многие ваши коллеги. Всему, что вы держитесь и переживите это», — сказала она.
В отношении бывшего главреда Nexta в Белоруссии были возбуждены три уголовных дела, связанных с массовыми беспорядками во время протестов после президентских выборов. Третьего июня в интервью госканалу ОНТ Протасевич заявил, что признал себя виновным по обвинению в организации массовых акций.
При этом родители Протасевича убеждены, что это интервью было дано под давлением. «Все, что говорит Роман, он говорит не сам», — заявлял его отец Дмитрий. Он считает, что его сына запугивали, пытали, оказывали психологическое насилие, могли шантажировать угрозой жизни. Основатель Nexta Степан Путило, в свою очередь, считает, что признания Протасевича «являются результатом невыносимых пыток, сопряженных с личными переживаниями и грамотно внушенными Роману убеждениями о тотальном предательстве со стороны его бывшего окружения».
Европейские политики также заявляли о том, что Протасевича избивали в СИЗО. «Вы можете видеть следы избиения, вы можете видеть, что то, как он говорит, сигнализирует о том, что он подвергается действиям, противоречащим правам человека», — говорил замглавы польского МИДа Павел Яблоньский, комментируя кадры телеканала «Беларусь 1», где Протасевич сообщал об отсутствии проблем со здоровьем.
Двадцать третьего мая Протасевич и Сапега летели самолетом авиакомпании Ryanair из Афин в Вильнюс, однако самолету пришлось совершить посадку в аэропорту Минска. Белорусские власти заявили, что лайнер сел из-за данных о бомбе на его борту. В Ryanair сообщили РБК, что экипаж получил информацию о минировании от белорусских диспетчеров, которые дали указание посадить самолет в Минске. Опасных предметов на борту не нашли, но белорусские силовики задержали Протасевича и Сапегу.