В Госдуму внесли проект об ответственности за поддержку западных санкций
В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за исполнение в России западных санкций, следует из электронной базы данных нижней палаты парламента.
Авторы законопроекта — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и председатель Госдумы Вячеслав Володин, лидеры всех четырех думский фракций, а также первый вице-спикер от КПРФ Иван Мельников, первый вице-спикер от
«Единой России» Александр Жуков и первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.
Согласно законопроекту наказуемым станет «совершение действий» или «бездействие», целью которых было «исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера», если это привело к ограничению или к отказу от обычных хозяйственных операций или сделок между российскими частными лицами или компаниями. В качестве «обычных хозяйственных операций» или сделок законопроект определяет «юридические действия, направленные на исполнение предусмотренных законом обязанностей или возникших из договора обязательств».
Такого рода действия российские парламентарии предлагают наказывать штрафом до 600 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до четырех лет. Законопроект также предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до четырех лет.
Уголовную ответственность также влекут «умышленные действия», которые способствовали введению санкций против российских компаний и граждан. Наказывать предполагается также за действия, которые «могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц». Здесь предусмотрены штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы на срок до трех лет либо принудительные работы на тот же срок.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он направлен на защиту интересов и безопасности России, прав и свобод граждан страны, а также прав и законных интересов российских юридических лиц, пострадавших от санкций со стороны США и других иностранных государств.
Законопроект был поддержан правительством. В отзыве Верховного суда на этот документ также указано, что высшая судебная инстанция страны «замечаний и возражений концептуального характера» к нему не имеет.
Партнер юридической фирмы BMS Law Firm Тимур Хутов в разговоре с РБК отметил, что законопроект рассчитан на лиц, которые своими действиями способствуют принятию ограничительных мер в отношении России.
«Вряд ли норма коснется журналистов, которые освещают уже принятые санкции или ссылаются на официальные позиции чиновников о готовящихся ограничениях, в данном случае их действия не обладают признаками объективной стороны состава данного преступления. К тому же для наступления ответственности по ч. 1 обязательны последствия в виде наступления санкций, а также причинно-следственная связь между действиями гражданина и наступлением санкций», — сообщил Хутов.
По мнению эксперта, в законопроекте присутствует «скользкая формулировка», открывающая широкие возможности для манипуляции. «К ответственности могут быть привлечены не только лица, чьи действия привели к введению мер ограничительного характера, но и те, [чьи действия] могли привести [к введению мер]. То есть независимо от наступления последствий. При этом могли действия привести к ограничениям или нет, будет решать следователь», — пояснил Хутов.
Если первая часть предлагаемой статьи Уголовного кодекса логична и соответствует существующим правилам о невозможности предпринимателя отказать в заключении публичного договора без объективных причин, то вторая вызывает серьезные опасения, заявил РБК юрист по интеллектуальной собственности Вадим Колосов.
«Во-первых, по своему содержанию ч. 2 не имеет отношения к заголовку статьи или ее первой части. Во-вторых, без должных уточнений она противоречит Конституции РФ, гарантирующей свободу распространения информации. В-третьих, непонятно, какие случаи статья относит к преступлениям: ведь нарушитель должен знать, что предоставление тех или иных сведений неизбежно приведет к санкциям или могло бы привести, а знать это можно только в том случае, если он является лицом, принимающим решение о санкциях, или получил соответствующую информацию от такого лица. Как доказывать умысел в этом случае, непонятно», — сообщил Колосов.
По мнению юриста, законопроект является нормой, направленной на контроль, «в том числе СМИ, и борьбу с неугодными политике». «Санкции применяются как ответная мера как раз на информацию о действиях, которые иностранное государство сочло незаконными. Это мера реагирования. Не ясно, на каком основании Россия хочет официально сделать преступным распространение информации, если только она не находится в режиме государственной или иной тайны. Оценка информации — это уже второе дело. Наказание же предполагается именно за передачу, а не принятие санкций», — добавил он.
Управляющий партнер АБ «Деловой фарватер» Роман Терехин заявил РБК, что лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в случае доказательства, что его действия были направлены на введение ограничительных мер, то есть совершены умышленно. «Какова будет правоприменительная практика в настоящее время, предположить сложно, однако представляется, что осуществление гражданином своей профессиональной деятельности без нарушения требований законов, регулирующих данную деятельность, не должно образовывать состав уголовного преступления, предусмотренного предлагаемой статьей УК», — сообщил он.
13 апреля в Госдуму был внесен проект другой законопроект — об ответных мерах на введенные в начале апреля санкции США. Его авторами также были Володин и лидеры всех думских фракций. Документ не предполагает немедленного введения ответных санкций, а лишь очертить рамки для возможных мер, выбирать из которых предстоит президенту.
В частности, законопроект предусматривает возможность ограничения импорта определенных товаров, прекращения сотрудничества в некоторых отраслях, ограничения допуска к госзакупкам, ограничения найма американских и иностранных работников в России. А кроме того — возможность отказывать в исключительных правах на товарные знаки, принадлежащие американцам, и повышение сборов на аэронавигационное обслуживание американских самолетов в России.
Из-за общественного резонанса из текста законопроекта решили исключить запрет на импорт в Россию лекарств из США и других стран, поддержавших введенные ограничения. Убрали и пункт о запрете работы в России иностранных специалистов, как позже выяснил РБК. Эти изменения будут внесены ко второму чтению. Рассмотрение законопроекта о противодействии американским санкциям в первом чтении намечено на 15 мая.