Закрытый опрос ФСО: жители Чечни не видят межнациональных проблем
Согласно данным ФСО, позитивнее всего (больше 80%) ситуацию с межнациональными отношениями оценивают как раз в национальных республиках, таких как Ингушетия, Мордовия, Татарстан, Бурятия, Чувашия, Башкирия, Карачаево-Черкесия, Чечня и др. В хвосте списка (менее 50%) – Ханты-Мансийский автономный округ, Калужская, Ленинградская и Московская области, Ставропольский край, Ненецкий автономный округ. Москва замыкает этот список. Аналогично в российских регионах распределились и оценки состояния межконфессиональных отношений: о религиозном мире говорят 95% жителей Чечни и только 33,3% опрошенных москвичей.
В отчете Минрегионразвития подчеркивается, что по результатам опроса о состоянии межнациональных и межрелигиозных отношений можно "оценивать эффективность деятельности органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной политики в сфере межнациональных отношений". Этот критерий был введен правительством в сентябре 2013г., ответственность за проведение мониторинга тогда же была возложена на ФСО.
"Для ФСО не стоило больших трудов провести это исследование, поскольку у них для этого уже имелись мощные инструменты, поэтому к ним и обратились", — сказал РБК президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин. По его словам, служба охраны и раньше проводила подобные исследования. Член постоянной комиссии президентского совета по правам человека по миграционной политике Александр Верховский высказывает претензии к методологии исследования. По его словам, столь массовый опрос – неразумная инициатива, если респондентам задавался лишь вопрос об их оценке состояния межнациональных отношений. "Люди всюду вкладывают разное значение в словосочетание "межнациональные отношения". Чтобы понять хотя бы реальное отношение граждан к этой проблеме, следует задавать им вопросы об их личном опыте. Например, сталкивались ли они за последний месяц или год с конфликтами межнационального характера или испытывают ли они неприязнь к той или иной национальности", — рассуждает специалист.
По мнению эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, результаты закрытого опроса неудивительны. "В Чечне нет других национальностей, кроме чеченцев, поэтому там нет межнациональных отношений. А в Москве, наоборот, кого только нет", — говорит Малашенко. Он считает, что обоснование "плохих" результатов соцопросов недостаточным финансированием обусловлено только тем, что ведомство, "как и все, просто хочет больше денег", тогда как реальные меры должны были проводиться много лет назад. "Власти игнорировали всех, кто кричал все эти годы о нарастании межнациональной напряженности и о рисках, связанных с этим", — сетует эксперт.
Минрегионразвития не ограничивается одними ссылками на опрос ФСО. В отчете приводятся и данные социологов из ВЦИОМ. Так, в ноябре 2013г. 57% респондентов отметили, что за прошедший год межнациональные отношения в России "стали напряженнее, нетерпимее", тогда как еще в июле того же года так считали 49%. В ведомстве считают такие результаты последствием "отсутствия финансирования сферы государственной национальной политики", а также связывают с погромами на плодоовощной базе в московском районе Бирюлево. Официальный представитель Минрегионразвития Евгения Савина не стала отвечать на вопрос РБК о методологии, использованной в исследовании ФСО.
Фарида Рустамова