Грузия получит адекватный ответ на свой ультиматум
В частности, будет приостановлена выдача российским военнослужащим грузинских виз, объявлен запрет на проведение военных учений, ротацию личного состава, ввоз военной техники и горюче-смазочных материалов, ограничено передвижение офицеров и солдат российской армии. Если данные меры не помогут, глава парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе обещает введение более жестких санкций с 1 января 2006 года.
Кроме того, Тбилиси требует от Москвы полный расчет за аренду земель. На данном этапе подсчитано уже 600 млн долл. долга. Но в итоге он возрастет до 1 млрд долл. Впрочем, грузины оставляют нам возможность рассчитаться натурой. "Финансовая задолженность России перед Грузией за нахождение на ее территории российских военных баз может быть погашена за счет изъятия военной техники этих баз", - заявил зампред юридического комитета парламента Ника Гварамия.
Кроме того, несмотря на то что российские базы исправно платят за потребление электроэнергии, по словам представителя Грузинской энергодистрибуционной компании, «если будет принято политическое решение об отключении им электроэнергии, компания подчинится».
В общем, точно, иллюстрация к знаменитой фразе из любимого всеми грузинами кинофильма «Мимино»: «Я такую личную неприязнь испитываю к потерпевшему, что кушать не могу».
Пока официальная Москва реагирует, как слон из басни Крылова сами знаете по отношению к кому. То есть вполне достойно.
"Язык ультиматума и шантажа неуместен, тем более когда идет интенсивная проработка предложений, поиск взаимоприемлемых вариантов решения всего комплекса вопросов, связанных с выводом войск", - прокомментировал ситуацию начальник пресс-службы Минобороны РФ Вячеслав Седов.
Дело в том, что физически вывести базы в предложенные грузинской стороной сроки невозможно. Еще в среду начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский заявил: "Вывод баз из Ахалкалаки и Батуми может завершиться не менее чем в течение четырех лет. Если срок будет меньше, тогда может повториться печальный опыт вывода российских войск из Центральной и Восточной Европы в чистое поле". Здесь уместно вспомнить, что до 10 марта Минобороны просило на свертывание баз одиннадцать лет, а значит, российская сторона уже пошла на серьезные уступки.
Четыре года – оптимальный срок, настаивает Москва, и она вряд ли согласится на полное и безоговорочное выполнение требований «ультиматума». Путин - не Ельцин, и Грузия - не Германия! (Пусть даже еще живы проекты переименования страны в ФРГ – Федеративную Республику Грузию).
Логично предположить, что вывод все-таки состоится по российскому сценарию. Что касается сегодняшней резолюции в поддержку вывода наших военных баз с грузинской земли, принятой сенатом США, то она лишь выражает симпатии американского парламента. Не стоит придавать ей слишком много значения. Ведь по иному и быть не могло. Грузия – это «страна молодой демократии», а Михаил Саакашвили своим выступлением перед сенаторами заставил тех плакать от умиления. Правильнее было бы разделять мнение американских законодателей, отвечающих лишь перед избирателями, и официальных лиц, представляющих Белый дом и определяющих внешнеполитический курс США.
Желание Грузии как можно скорее освободить площадки под базы НАТО, вполне понятно. Однако ранее госсекретарь США Кондолиза Райс и генсек альянса Яап де Хооп Схеффер пообещали Грузии «долгую и извилистую дорогу» в североатлантическую семью, а Джордж Буш так вообще на встрече с грузинскими парламентариями, подчеркнул, что не намерен из-за них ссориться с Владимиром Путиным.
В свою очередь, Москва может прибегнуть к жестким мерам в ответ на ультиматум со стороны Тбилиси. "Ультиматум - это не тот язык, на котором можно разговаривать с Россией", - заявил первый замглавы российского внешнеполитического ведомства Валерий Лощинин. 13 мая МИД Грузии получил новый российский проект документа по срокам и условиям вывода баз. Этот документ в настоящее время рассматривают представители исполнительной власти Грузии.
Если же рассматривать возникшую конфронтацию с точки зрения нравственных аспектов, честное слово, становится даже обидно. Отношения между государствами долгое время составляющим единое целое сведены до уровня ультиматумов. А ведь неоспоримый исторический факт, что Россия, и только Россия, способствовала сохранению грузинского этноса, когда в результате непрерывных войн с турками и персами его численность сократилась в 10 раз. К концу XVIII века в Грузии проживали всего 675 тыс. человек. И только когда в начале XIX в. Грузия добровольно присоединилась к России, стали возрождаться опустошенные города и села, ожила экономическая и культурная жизнь народа, а население достигло 2 млн человек.
Российской империи и Советскому Союзу, безусловно, тоже есть за что сказать спасибо грузинской нации. Достаточно вспомнить 300 тысяч грузин, сложивших свои головы в Великую Отечественную войну.
Остается надеяться, что действия грузинской верхушки не смогут разрушить ту дружбу между нашими народами, которая накапливалась в течение столетий. Неслучайно, в пятницу депутаты Госдумы, обсуждая обращение к президенту В.Путину по данному вопросу, разделили такие понятия, как «Грузия» и «власти Грузии». "Наша дружба была выстрадана кровью", - подчеркнул инициатор поправки Георгий Боос. Председатель нижней палаты Борис Грызлов также отметил, что будет очень горько, если "Грузия, населенная дружественным нам народом, станет недружественным государством".