Убийцы московского полицейского оказались связаны с повстанцами из Сирии
В пятницу Пресненский суд Москвы арестовал до 12 января Руслана Парсилаева. Его подозревают в том, что он с октября по ноябрь 2015 года помогал двум предполагаемым членам бабаюртовской диверсионной группы, Зауру Хамутаеву и Азамасу Шихавову, предоставляя им жилье, машину, мобильные телефоны и продукты.
Поздно вечером 6 ноября Хамутаев и Шихавов, предположительно, столкнулись на улице Марьинский парк с патрулем из трех сотрудников полиции, которые попытались проверить у них документы. В ответ один из подозреваемых не менее четырех раз выстрелил в лейтенанта полиции, который впоследствии скончался в больнице.
В отношении 32-летнего Руслана Парсилаева возбуждено дело по ч.2 ст.208 УК РФ «Пособничество в деятельности незаконного вооруженного формирования». По словам руководителя пресс-службы ГУ МВД по Москве Андрея Галиакберова, 31-летний Хамутаев и 25-летний Шихавов находятся в федеральном розыске за совершение тяжких преступлений, за информацию об их местонахождении объявлена награда в размере 3 млн руб.
История группировки
Как следует из нескольких постановлений районных судов Дагестана, которые есть в распоряжении РБК, бабаюртовская группировка, которую силовики также называют «бабаюртовский джамаат», возникла в 2009 году. У нее нет четкой структуры, ее члены перемещаются между другими группировками из северокавказского подполья: Шамхальской, Махачкалинской и Хасавюртовской.
До сих пор правоохранительные органы не захватывали живьем никого из высокопоставленных боевиков этой группировки. В марте 2014 года был убит их предполагаемый главарь Идрис Акавов, а также Шамиль и Ахмед Яхъяевы и Ахмед Магомедов. Через несколько месяцев, в июне 2014 года, в ходе контртеррористической операции был убит Рамазан Магомедов, которого силовики также называли лидером группировки. В марте 2015 года был застрелен 42-летний Эльдар Хайдарбеков, вероятный пособник боевиков: его машину пытались проверить полицейские, но он отказался останавливаться и открыл огонь.
Все остальные члены бабаюртовской группировки, которые предстали перед судом, получили в основном от полугода до пяти лет колонии. Им были предъявлены обвинения в участии в незаконном вооруженном формировании, уничтожении имущества и в незаконном приобретении и хранении оружия. Все они признали свою вину.
РБК удалось обнаружить только один приговор, в котором указано, что подсудимый не признал своей вины и не согласился на рассмотрение дела в особом порядке. Материалы рассматривались судьей Бабаюртовского суда Зубайром Меджидовым, приговор был вынесен 2 февраля 2012 года. Имя подсудимого засекречено.
Предполагаемый член группировки обвинялся в том, что снабжал боевиков деньгами и продовольствием, в частности передавал им сушеное мясо баранов. Сам фигурант дела заявил, что действительно передавал мясо своему знакомому, которого он знал под кличкой Ежик, но с боевиками он не сотрудничал. Он также рассказал, что сотрудники полиции похитили его в 2011 году: в районе ресторана «Югань», не доезжая до Махачкалы, его машину остановили, накинули мешок на голову и доставили в Кизлярский отдел по борьбе с экстремизмом МВД РД, где его якобы пытали электрическим током. В результате подсудимый был приговорен к шести месяцам колонии.
Война в Сирии
Из материалов суда следует, что по крайней мере один член бабаюртовской группировки участвовал в войне в Сирии. Речь идет об Омарове И.Л. 26 июня 2014 года он был приговорен Хасавюртовским районным судом к году колонии за незаконное хранение оружия и участие в вооруженном формировании. Как следует из текста решения суда, он вступил в группировку в 2013 году, прошел обучение и затем вместе с другими боевиками отправился воевать на стороне сирийской оппозиции против войск Башара Асада. До Сирии группа из 12 человек добиралась через Азербайджан и Турцию, остальные детали маршрута неизвестны. Из показаний одного из допрошенных свидетелей следует, что в Сирию боевики направились, чтобы умереть, «воюя против неверных», и «попасть в рай». В Сирии они воевали под командованием «чеченца», который руководил группой примерно из тысячи человек. В группу также входили уроженцы Узбекистана и Таджикистана. В основном они использовали оружие российского производства.
Вооружение
Из материалов судебных заседаний, имеющихся в распоряжении РБК, можно сделать вывод, что боевики бабаюртовской группировки передвигались на машинах ВАЗ-2114, ВАЗ-2106, ВАЗ-21093, Daewoo Nexia, Subaru, Hyundai и LADA Priora. В их распоряжении были АК-74, ручные гранаты Ф-1 и РГН, самодельная взрывчатка, изготовленная из аммиачной селитры и алюминиевого порошка, ручной пулемет Калашникова калибра 5,45 мм, гранатометные выстрелы ВОГ-25 для гранатометов ГП-25 «Костер» и пистолеты Макарова и Стечкина.
Связь они поддерживали с помощью телефонов Nokia и Samsung Galaxy S2. Из материалов дел также можно сделать вывод, что свои базы они обустраивали в лесу, строя блиндажи, проникнуть в которые можно было через небольшие люки, прикрытые кустами.
Источники финансирования группировки до конца не ясны, однако из показаний свидетелей, которые были даны во время допросов в районных судах Дагестана, можно сделать вывод, что члены группировки отдавали свои собственные средства в общий котел (от 1 тыс. до 50 тыс. руб.). Кроме того, они собирались «снимать «закят» (дань) с бизнесменов и на эти деньги закупать оружие». Неизвестно, были ли воплощены эти планы в жизнь.
Боевики избрали своей целью «изменение конституционного строя России и нарушения ее территориальной целостности, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствование их законной деятельности и нарушение общественной безопасности», рассказал РБК источник в Национальном антитеррористическом комитете.