Малофеев рассказал о своем участии в присоединении Крыма
В интервью «Ведомостям», опубликованном в четверг, Малофеев утверждает, что оказался в Крыму случайно в конце января, когда его благотворительный Фонд святителя Василия Великого организовывал пребывание в России Даров Волхвов. После визита в Москву и Киев он собирался сопровождать Дары Волхвов в Симферополь, но из-за плохих погодных условий аэропорт не принимал, поэтому пришлось сесть в Бельбеке, говорит бизнесмен.
«Так Дары Волхвов оказались в Севастополе, поклониться им пришли 100 тыс. человек. И как мне сказал тогда священник, все эти 100 тысяч молились о том, чтобы Севастополь стал русским. Так я и оказался в гуще событий», – объяснил Малофеев. По словам бизнесмена, жить в Крыму «было невозможно» уже в конце января – «власти никакой не было, какие-то люди ходили и захватывали областные администрации по разным регионам Украины». «Крымчане чувствовали беспокойство за свою судьбу и за физическую безопасность. Делились со мной своими страхами, просили помочь», – сказал он.
При этом, отметил бизнесмен, о возможности присоединения Крыма к России на тот момент «говорили все», в частности Сергей Аксенов (глава республики Крым с февраля 2014 года) и Владимир Константинов (спикер парламента Крыма) – «все они хотели присоединения к России и стабильности». По версии Малофеева, идея сбора средств для Крыма появилась, когда Алексей Чалый (бывший «народный мэр» Севастополя, с сентября – спикер заксобрания города) объявил о благотворительном счете «35-й береговой батареи» для помощи осадному Севастополю.
«У них не было опыта сбора средств, и мы в первый же день предложили свою помощь. Фонд достаточно быстро собрал несколько десятков миллионов рублей, которые тут же перевел администрации. Но у них счет был в украинском банке, и эти деньги там заморозили, и по сию пору они не разморожены», – объяснил Малофеев, добавив, что «фактически эти деньги были украдены» и так и не нашли своего адресата. Часть этих средств пожертвовали обычные граждане, но основную часть составили крупные пожертвования «друзей фонда», а также личные деньги самого Малофеева, отметил бизнесмен.
С Игорем Гиркиным Малофеев близко познакомился в Киеве в январе, когда привез туда Дары Волхвов, утверждает бизнесмен. По его словам, тогда Гиркин отвечал за безопасность святыни в Киеве – в связи с неспокойной политической обстановкой в стране в Киеве не было милиции, после чего тот «поехал с ними в Крым». До этого Малофеев знал Гиркина, но не близко – с ним его познакомил Александр Бородай, который был тогда консультантом бизнесмена по пиару (экс-глава самопровозглашенной Донецкой народной республики).
На вопрос, что могло стать поводом для обвинения Малофеева в поддержке ополченцев в Крыму и на Донбассе, он сказал, что «часто и открыто высказывал свою позицию по украинскому вопросу, что могло дать почву для слухов». Бизнесмен утверждает, что также «рекомендовал Сергею Аксенову [глава Республики Крым] Александра Бородая на пост главы ДНР», так как «считал Бородая смелым и достойным человеком». На вопрос, какое отношение к делу имел Аксенов и почему Малофеев ему советовал кандидатуру Бородая, он уклончиво ответил, что «это был товарищеский совет».
«Видимо, отсюда и родилась некая конспирологическая теория, что я чем-то руковожу и управляю», – добавил он. По поводу знакомства с Аксеновым бизнесмен сказал, что оно произошло до 2014 года, не уточнив, когда именно, и состоялось благодаря «общим друзьям». «Аксенов возглавлял «Русское единство». Судьба русских и русского мира мне не безразлична долгие годы. И мы с ним на этой почве сошлись, много обсуждали монархизм и православие», – пояснил он.
Информацию о том, что он оказывает финансовую поддержку ДНР и ЛНР и финансировании покупок вооружений для ополченцев, Малофеев опроверг. Когда Бородай стал премьером ДНР, говорит бизнесмен, они подписали официальное соглашение, согласно которому, Малофеев и его фонд занимается только гуманитарной помощью и поставляет только те товары и средства, которые не могут иметь двойного назначения.
«По факту из-за отсутствия официального гуманитарного коридора вся наша работа была сконцентрирована на работе с беженцами, прибывающими на территорию России в огромном количестве, – сказал он. – А все дальнейшее – это, вероятно, предупредительный жест со стороны наших американских коллег, который можно трактовать как то, что ты, будучи бизнесменом, даже права не имеешь помогать бегущим из Донбасса». При этом, по словам Малофеева, если где-то нужна будет его помощь, «независимо от того, как это будут расценивать американцы», он ее окажет.
Он подчеркнул, что его фонд продолжает помогать Донбассу, в том числе жителям этого региона, которые хотят покинуть или уже покинули зону боевых действий. «Мы продолжаем помогать. Помогаем и людям непосредственно в Донбассе – тем, кто хочет покинуть зону боевых действий, и тем, кто пересек границу. Сейчас, когда к процессу помощи подключилось государство, наша роль становится все менее заметной», – добавил он. Общий объем перечисленных «на помощь Украине и беженцам» средств он оценил в сотни миллионов рублей.
О помощи принадлежащего Малофееву Фонда Святителя Василия Великого ополчению «Новороссии» РБК писал в сентябре. Тогда Малофеев через своего представителя настаивал, что он и его фонд помогают только беженцам и только на территории России и что он не поддерживает контакты с лидерами непризнанных республик, а хорошо знаком только с Бородаем.
Помощь Донбассу он объяснил «порывом души» и опроверг версию о каких-либо других мотивах. Аудиозаписи в интернете, якобы принадлежащие СБУ, с голосом Малофеева, якобы разговаривавшего с представителями самопровозглашенных республик, бизнесмен комментировать отказался.
Константин Малофеев является основателем, управляющим партнером и бенефициаром инвестиционного фонда Marshall Capital Partners Ltd. На Украине против бизнесмена возбуждено дело о содействии террористам, а летом он попал под санкции ЕС и Канады.