Соратника Навального будут судить по редкой статье Уголовного кодекса
Уголовное дело в отношении Леонида Волкова расследует следственное управление СКР по Новосибирской области. Во вторник СКР на своем сайте сообщил, что расследование завершено. Волкову инкриминируют ч.3 ст.144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста с применением насилия и повреждением имущества), которая предполагает до шести лет лишения свободы.
Уголовное дело на Волкова завели в середине августа — после того как с просьбой об этом в следственные органы обратился корреспондент LifeNews Александр Поступинский. По данным следствия, в июле 2015 года Волков «воспрепятствовал проведению видеосъемки журналистами» LifeNews, которые работали у новосибирского отделения оппозиционной партии РПР-ПАРНАС, участвовавшей в выборах в областное заксобрание. Волков был одним из руководителей избирательного штаба. В 2013 году он возглавлял предвыборный штаб кандидата в мэры Москвы, своего ближайшего соратника Алексея Навального.
«Волков, принуждая одного из журналистов к отказу от распространения информации, применил к нему насилие, схватив и с силой сжав его руку», — отмечают в новосибирском управлении СКР. Там добавляют, что, помимо применения силы, Волков еще и повредил микрофон Поступинского. С жалобой на применение физической силы со стороны Волкова, как следует из материалов дела, Поступинский обратился к следователям через несколько дней после заявления о порче микрофона.
Сам Волков считает, что стычки с Поступинским у него не было. Как рассказал РБК оппозиционер, Поступинский настаивал на интервью вопреки желанию самого Волкова. «У нас была перепалка, я не хотел давать интервью и не хотел, чтобы меня снимали, но применение физической силы в моем представлении — это нечто большее, чем перепалка», — говорит Волков.
Как отмечает оппозиционер, новосибирская прокуратура уже утвердила обвинительное заключение. «В понедельник я должен прилететь в Новосибирск и ознакомиться с ним, — сказал Волков. — После ознакомления материалы дела будут направлены в суд».
Во время следственных действий Волков составил ходатайство, в котором он не согласился с предъявленным обвинением и просил прекратить уголовное преследование. По словам Волкова, в деле, во-первых, нет справки из травмпункта, которая бы свидетельствовала о причинении Поступинскому физического вреда. Как правило, в делах, в которых доказывается применение силы, такая справка обязательна. «Во-вторых, в деле есть экспертиза микрофона, согласно которой он признан старым и неоднократно подвергавшимся починке. Но в экспертизе напрямую не сказано, что повреждения микрофона получены из-за меня», — приводит доводы в свою пользу оппозиционер.
Но главное, по его мнению, то, что следователями не доказан умысел препятствовать журналистской деятельности. «Он не может появиться за две секунды, во время которых я, по мнению следствия, решаю схватить человека за руку. Умысел появляется, когда журналист готовит, например, антикоррупционное расследование, а политик или кто бы то ни было, который в этом расследовании должен фигурировать, угрожает журналисту или старается всеми силами эту публикацию остановить. В этом смысле статья, которую мне инкриминируют, в России не используется, но ее неожиданно вспомнили во время предвыборной кампании в новосибирское заксобрание», — отметил Волков. Он считает, что его уголовное преследование «политически мотивировано».
Соратники Алексея Навального, как и сам оппозиционер, неоднократно привлекались к уголовной ответственности. Помощник Навального Георгий Албуров в апреле 2015 года был приговорен к 240 часам исправительных работ за кражу рисунка владимирского художника Сергея Сотова «Плохой и хороший человек». Сам Навальный за последние годы был дважды приговорен к условному сроку — на пять лет по делу «Кировлеса» и три с половиной года по делу компании «Ив Роше», деньги которой политик, согласно решению суда, похитил вместе со своим братом Олегом Навальным.
Если Волков будет признан виновным по этой статье (относится к тяжким), вне зависимости от степени наказания он не сможет принимать участие в выборах в течение 10 лет с момента погашения судимости, в том числе в выборах в Госдуму в следующем году.