Песков словом «нельзя» ответил на решение ЕСПЧ о браках геев в России
Регистрация однополых браков в России невозможна, поскольку это напрямую запрещено Конституцией страны. Так пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
«По нашей Конституции — нельзя!» — сказал представитель Кремля.
Ранее ЕСПЧ, рассмотрев иск трех однополых пар, признал, что отказ в регистрации их браков является нарушением статьи 8 Европейской конвенции о правах человека. Эта статья предусматривает уважение к частной и семейной жизни. Вместе с тем суд отказал истцам в компенсации морального вреда в размере €50 тыс., указав, что само признание нарушения их прав уже является достаточной компенсацией морального вреда.
Суд в своем решении напомнил о рекомендации Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью создать в России правовую базу, «предоставляющую однополым парам без какой-либо дискриминации возможность признания и защиты их отношений в целях решения практических проблем, связанных с социальной реальностью, в которой они живут».
Ответчик — правительство России — утверждал, что жалобы заявителей необоснованны, поскольку национальные суды выносили решения в целях защиты интересов традиционной семьи. Представитель России также отмечал, что правовые вопросы, связанные с однополыми союзами, вызывают юридические споры в Европе и нет единого мнения относительно официального признания однополых браков. «Правовая практика европейских стран не должна оказывать влияния на Россию, которая должна иметь возможность развивать свою политику в соответствии со своим традиционным пониманием брака и своим уникальным историческим путем», — приводится в решении позиция российских властей. Отсутствие официального признания однополых союзов не лишает гомосексуалов их прав и свобод, считает представитель России.
Истцы оспаривали все эти утверждения и заявляли о нарушении своих прав и конвенции.
Суд отметил, что статья 8 конвенции закрепляет право на уважение частной и семейной жизни, но прямо не налагает на государства обязательство официально признавать однополые союзы.
Суд решил, что заявители, как и другие однополые пары, по российским законам не имеют права жить вместе в парах как семьи. Поскольку у них нет средств, чтобы их отношения были признаны законом, однополые пары оказываются лишены доступа к жилищным или финансовым программам, возможности посещать своих партнеров в больнице, гарантий в уголовном процессе и суде (в частности, права не свидетельствовать против своих близких) и права наследования имущества умершего партнера.
Суд принял к сведению утверждение правительства о том, что большинство россиян не одобряют однополые союзы, и признал, что настроения общества могут играть определенную роль в оценке суда, когда речь идет об основах общественной морали.
«Однако существует значительная разница между уступкой народной поддержке в пользу расширения сферы действия гарантий конвенции и ситуацией, когда эта поддержка используется, чтобы лишить значительную часть населения доступа к основополагающему праву на уважение частной и семейной жизни», — говорится в решении. Основополагающие ценности конвенции несовместимы с положением, когда права групп меньшинств поставлены в зависимость от мнения большинства.
Судьи ЕСПЧ также признали, что защита традиционного брака, предусмотренная поправками к Конституции Российской Федерации 2020 года, в принципе является весомым и законным интересом, который может оказать положительное влияние на укрепление семейных союзов. Однако суд не увидел каких-либо рисков для традиционных браков, которые могут быть связаны с формальным признанием однополых союзов, поскольку это не мешает разнополым парам вступать в брак или пользоваться преимуществами, которые он дает.
«В свете вышеизложенного суд не может определить какой-либо преобладающий общественный интерес, с которым можно было бы сбалансировать интересы заявителей, указанные выше. Он считает, что государство-ответчик не смогло обосновать отсутствие какой-либо возможности для заявителей официально признать свои отношения», — решили судьи. При этом они признали, что государство имеет свободу выбора формы регистрации однополых союзов с учетом социальных и культурных особенностей страны.
«Соответственно, имело место нарушение статьи 8 конвенции», — говорится в решении ЕСПЧ.