Доморощенный экстремизм: что известно о стрелке из Орландо и его мотивах
Стрельба со звонком
В ночь на 12 июня в американском городе Орландо, штат Флорида, мужчина, идентифицированный полицией как гражданин США Омар Матин, этнический афганец, расстрелял посетителей гей-клуба Pulse. По данным полиции, мужчина был вооружен винтовкой AR-15 (гражданская модификация M-16) и пистолетом.
Очевидцы трагедии слышали первые выстрелы около двух часов ночи. В клубе находились 320 человек. В ходе перестрелки нападавший убил 49 и ранил 53 посетителя клуба. Во время стрельбы он позвонил в службу спасения и заявил, что присягнул на верность главе террористической группировки «Исламское государство» (ИГ; запрещена в России). Кроме того, во время звонка Матин напомнил оператору о теракте в Бостоне в 2013 году, совершенном братьями Царнаевыми.
После звонка Матин полтора часа удерживал в заложниках несколько человек, пока полиция пыталась выйти с нападавшим на связь. Попытка переговоров ни к чему не привела, и в пять часов утра по местному времени (11 утра по Москве) полиция пошла на штурм здания. В ходе ожесточенной перестрелки с полицейскими Матин был убит. Около 30 человек удалось спасти.
Связь с исламистами
Спустя несколько часов после смерти Матина ответственность за атаку взяла на себя ИГ (запрещена в России). По информации агентства Amiq, передающего новости ИГ, нападение совершил боец «Исламского государства».
Следователи о прямой связи террориста с ИГ пока не сообщали.
В воскресенье президент США Барак Обама заявил, что будут исследованы все обстоятельства трагедии. В понедельник он сделал новое заявление: данных о том, что нападение в Орландо было частью более широкого плана, обнаружено не было, действиями нападавшего не руководили экстремисты. Но он был подвержен их влиянию, отметил президент. «Это доморощенный экстремизм», — заявил Обама.
Матин, 29-летний гражданин США, до трагедии проживал в городе Порт-Сент-Луси, штат Флорида. Родился в Нью-Йорке. Известно, что он работал на британскую охранную компанию G4S. Но, согласно ее официальному заявлению, в момент трагедии Матин не находился на службе.
Он, как и его родители-афганцы, был мусульманином. По данным CNN, Матина трижды допрашивало ФБР: дважды в 2013-м и один раз в 2014 году, однако его поведение не сочли «опасным». Никаких данных о допросах ФБР в его охранную компанию не поступало, хотя компания проверяла его на предмет проблем с законом.
После нападения на клуб властями был задержан проповедник Маркус Дуэйн Робертсон, также известный как Абу Табах. Вместе с имамом полиция задержала и допросила нескольких его единомышленников. По данным Fox News, Робертсон открыто пропагандировал ненависть к геям. Издание сообщает, что Матин записался на курс фундаментального ислама, который преподавал Робертсон. Имама освободили в 2015 году из тюрьмы, где он отбывал срок за незаконное ношение оружия и налоговое мошенничество.
Ненависть к геям
Как считает отец нападавшего, Седдик Матин, атака на гей-клуб не была связана с религией, несмотря на признание Омара в верности ИГ (запрещена в России). В интервью телеканалу NBC он сообщил, что ранее его сын высказывал негативное отношение к геям. «Его расстраивали подобные вещи», — рассказал Седдик Матин.
Матин был женат вторым браком и воспитывал сына.
С другой стороны, местное издание Orlando Sentinel пишет, что Омар Матин неоднократно появлялся в баре Pulse — его опознали минимум четверо регулярных посетителей гей-бара. «Иногда он садился в углу и выпивал в одиночестве, — рассказал один из собеседников издания Тай Смит. — А иногда напивался настолько, что вел себя очень громко и агрессивно». Изредка, по словам Смита, Матин рассказывал посетителям о своей семье: об отце, жене и ребенке.
Сам Седдик, являясь выходцем из Афганистана, считает себя самопровозглашенным президентом республики. На своей странице в Facebook он несколько лет выкладывает ролики, в которых призывает афганский народ к свержению действующей власти.
По словам бывшей супруги Матина, уроженки Узбекистана, тот неоднократно ее избивал и был «психически болен». «Сначала он был обычным мужем, но спустя несколько месяцев начал выходить из себя по мелочам и часто избивать», — рассказала бывшая жена Матина, проживающая с родителями.
Террорист-одиночка
США не впервые столкнулись с индивидуальными терактами. 2 декабря 2015 года Cайед Ризван Фарук и его жена Ташфин Малик расстреляли 13 человек в калифорнийском Сан-Бернардино. Ответственность за их действия взяла ИГ.
Президент Обама тогда заявил, что террористическая угроза перешла в новую стадию. США лучше подготовлены к противодействию замыслам, подобным атаке 11 сентября 2001 года, но «террористы стали совершать менее сложные акции», такие как «массовые расстрелы», говорил Обама. Тогда он сравнил новый метод с раком, лечение от которого пока не найдено.
В конце мая запрещенная в России ИГ призвала сторонников, не имеющих возможности присоединиться к боевым действия террористов на Ближнем Востоке, к одиночным атакам в Европе и США.
В последние годы одиночки все чаще заявляют о своих намерениях в интернете, но часто такие сообщения поступают слишком поздно, чтобы их предотвратить, указывает Джеффри Саймон, лектор Калифорнийского университета и автор книги, посвященной террористам-одиночкам. «Мы не знаем, как отличить тех, кто придерживается экстремистских взглядов, от тех, кто готов совершить преступление», — говорит Саймон (цитата по YahooNews).
В оценке ситуации с Саймоном согласен президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер. «В США у ФБР на контроле не одна сотня тысяч человек. Как бы жестко они ни беседовали, они четко действуют в рамках бюрократического механизма. Имеющимися средствами с этим справиться было нельзя», — считает Линдер.
В 2013 году, после того как в начальной школе «Сэнди Хук» в Коннектикуте Адам Ланза расстрелял 20 детей и восемь взрослых, Обама предлагал реформировать систему продажи и учета оружия, однако его инициативы не были поддержаны конгрессом.
Вопрос об оружии
Оружие, которым пользовался Матин во время нападения на гей-клуб Pulso, он купил легально, сообщил представитель Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ США (ATF) Тревор Велинор. По его словам, Матин купил две единицы оружия за неделю до трагедии.
Произошедшая расправа, как отметил Обама, стала еще одним напоминанием того, как просто в США можно получить оружие, которое позволяет расстреливать людей в школе, в месте молитвы, кинотеатре или ночном клубе. «Мы должны решить, в такой ли стране мы хотим жить. Ничего не делать — это тоже решение», — заявил Обама.
Вечером в понедельник американский лидер еще более резко высказался по вопросу обращения оружия. По словам Обамы, властям надо заниматься и борьбой с экстремизмом, и проблемой легкого доступа к оружию — но не какой-либо одной из двух задач. «Если для правоохранителей становится трудной задачей, например, забить тревогу, если человек под их наблюдением покупает ружье (а если они и бьют тревогу, им сложно этой покупке воспрепятствовать), — то это безумие, это реальная проблема», — добавил Обама.
Количество зарегистрированного огнестрельного оружия в сравнении с численностью населения в США постоянно растет. В 1996 году на руках у населения было 242 млн единиц огнестрельного оружия, в 2000 году — уже 259 млн, а в 2009 году — 310 млн, следует из отчета американского Конгресса, сделанного в 2012 году. Тем самым, семь лет назад число единиц оружия впервые превысило население США. К осени 2015 года, по подсчетам The Washington Post, на каждые 100 американцев приходилось не менее 112 единиц оружия.
По информации Минюста США, в 2013 году американские оружейники поставили очередной рекорд, произведя 10,9 млн единиц стрелкового оружия. Половина из этой суммы (5,2 млн) пришлась на пистолеты и револьверы, остальное — на дробовики, винтовки и прочее. Ежегодная выручка отрасли в США составляет, по данным IBIS, около $16 млрд.
Теракт и выборы
Президента поддержала Хиллари Клинтон, основной претендент от Демократической партии на участие в президентских выборах в ноябре этого года. В ее заявлении говорится о том, что стране нужны более жесткие ограничения на оружие и нужно не допустить, чтобы такое оружие, которое использовал Матин, попадало в руки террористов или преступников.
Ее вероятный будущий соперник на выборах Дональд Трамп призвал президента Обаму уйти в отставку, а сам выступил за введение временного запрета на иммиграцию в США мусульман. Он заявил, что у США нет способа проверить всех иммигрантов или не дать эмигрантам во втором поколении радикализироваться.
Трагедия в Орландо окажет влияние на ход предвыборной кампании, пишет The New York Times: она повлияет на содержание полемики между кандидатами.