В Госдуме предложили пересмотреть понятие врачебной тайны
Необходимость корректировки законодательного запрета на получение заинтересованными лицами доступа к информации, составляющей медицинскую тайну умерших пациентов, поднята в Госдуме депутатами-единороссами из комитетов по законодательству и здравоохранению Рафаэлем Марданшиным и Салией Мурзабаевой. Такой запрет препятствует выявлению медицинских ошибок, полагают они.
Проверка врачебных ошибок
По закону доступ к медкартам умерших людей их родные и близкие могут получить только при наличии специально оформленного письменного согласия. Но в большинстве случаев пациенты об этом не знают: информировать их должны медики, но пугать людей они не хотят, пояснила Мурзабаева на посвященном этой теме заседании круглого стола в палате в минувший четверг. Нередко запрет и используется для сокрытия врачебных ошибок, добавляет Марданшин: не имея доступа к медицинским картам умерших родственников, люди не получают оснований для обращения в правоохранительные органы с требованиями о возбуждении уголовных дел, а суды по той же причине, как правило, отказываются направить такие запросы в медучреждения. По некоторым оценкам, ежегодно до 50 тыс. человек умирают из-за некачественной медицинской помощи, отметил главный консультант аппарата судьи Конституционного суда Павел Блохин.
«Установить достоверную историю болезни и причины смерти — это огромная проблема, — прокомментировал РБК адвокат Игорь Трунов. — Примерно в 40% случаях причина смерти расходится с диагнозом». По мнению защитника, упрощение процедуры раскрытия информации не изменит ситуацию.
«Историю болезни, как и причину смерти, легко подделать, — рассказывает Трунов. — Выходом было бы введение электронных карточек, где фиксировалось все, что происходит с пациентом с момента его поступления в больницу, и которую уже невозможно было бы изменить».
Позиция страховщиков
Кроме судов и правоохранительных органов допуск к сведениям об умерших людях имеют страховые компании. Но страховщики не заинтересованы в выявлении страховых случаев, и ситуация, когда родственникам умерших не выдают медицинских документов, их удовлетворяет — не нужно выплачивать деньги по страховкам, отмечает Юлия Павлова из Первого МГМУ им. Сеченова. Невозможность выявления страховых случаев по этой причине также может приводить к тому, что банки будут требовать выплаты по застрахованным кредитам умерших людей, добавляет Павлова.
Вице-президент «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, комментируя РБК выступления в Думе, заметил, что в действительности у родственников нет проблем получить информацию о болезни и причинах смерти застрахованного. «Если спор доходит до суда, то все данные поднимаются по судебному запросу», — рассказывает Иванов. Споры же, как правило, связаны со страховыми случаями, произошедшими за границей, отмечает собеседник агентства.
По данным Иванова, россияне очень редко страхуют свои жизни и здоровье. Подавляющая часть страховок — это ОСАГО и КАСКО. Еще небольшой процент составляет страхование жизней тех, кто берет ипотеки. Как поясняет Иванов, банки дают ссуды под меньшие проценты, если человек покупает страховку.
«У нас были случаи, когда умирали наши клиенты, и тогда страховая компания выплачивала их долги перед банком, а квартиры доставались их несовершеннолетним наследникам», — рассказывает Иванов. Если бы в этих случаях у людей не было полиса, то их собственность изымалась бы банком, а наследники выселялись бы на улицы с долгами.
Согласие по умолчанию
Презумпцию несогласия умерших людей на допуск к их медкартам, возможно, стоит заменить презумпцией согласия: ограничивать доступ лишь в случаях прямого запрета от пациента, предлагает Марданшин. Тайна, в том числе врачебная, может раскрываться, если речь идет о защите прав близких родственников и самого умершего — Конституционный суд высказывался об этом, поддерживает идею депутата вице-президент Фонда развития права Дмитрий Кравченко.
Павлова за сохранение запрета, но при его адаптации. Живому пациенту нужно не предлагать оформлять согласие со словами «после моей смерти», а лишь определить круг людей, которым он такие сведения доверяет, и этих людей допускать к ним в случае его смерти, следовало из ее пояснений. Действующее законодательство не позволяет допустить к медкартам умерших людей даже тех, кто имеет выданную при жизни доверенность на представление их интересов — после смерти человека доверенность перестает действовать, отмечает доцент кафедры коммерческого права юрфака СПбГУ Наталья Ковалевская.
Проблема существует, но смягчение или снятие запрета на допуск к медкартам умерших их родственников может не помочь: не будучи специалистами, они не смогут оценить полученную информацию, указала представитель аппарата Уполномоченного по правам человека России Нелли Богатырева. Тем не менее, в случае появления соответствующего законопроекта, аппарат уполномоченного его рассмотрит и, вероятно, поддержит, сказала юрист.
Обсуждение проблемы с экспертами будет продолжено, по его итогам, возможно, будут сформулированы предложения по изменению законодательства, сказал РБК Марданшин.