«НАТО недоговороспособно». Как Москва оценила переговоры по безопасности
Переговоры по гарантиям безопасности для России фактически зашли в тупик. Запад заявляет о невыполнимости российских требований, в Москве ждут быстрого письменного ответа на предложения и грозят последствиями. В Москве считают, что смысла возвращаться за стол переговоров пока нет, и возмущаются планами американских сенаторов ввести против России новые санкции. А в Вашингтоне говорят, что слышат в российской риторике звук «барабанов войны».
Пока говорить не о чем
- «Оснований садиться (за стол переговоров. — РБК) в ближайшие дни, вновь собираться и начинать эти же самые обсуждения я не вижу. <…> По ключевым элементам этих текстов (требований России о гарантиях безопасности. — РБК) Соединенные Штаты и их союзники фактически говорят нам «нет». А там, где они говорят нам: «Да, давайте дальше обсуждать», — мы, в свою очередь, отмечаем, что при всей важности и серьезности именно этих сюжетов они вторичны по отношению к тому же нерасширению НАТО. Вот в известной мере тупик или разница в подходах», — сказал в интервью RTVI замглавы МИД России Сергей Рябков.
- «Переговоры были инициированы для того, чтобы получить конкретные ответы на конкретно поставленные принципиальные вопросы. И по этим принципиальным вопросам зафиксированы разногласия. Это плохо», — заявил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
- «Натовцы и американцы категорически отвергают наше право добиваться нерасширения НАТО. Но наша позиция зиждется не на натовских документах. <…> Она зиждется на документах, принятых на высшем уровне в ОБСЕ, включая Стамбульский саммит 1999 года, где свобода выбора союзов прямо обусловлена необходимостью обеспечивать неделимость безопасности, чтобы никто не предпринимал каких-то мер в своих интересах в ущерб безопасности любого другого государства. <…> НАТО сейчас показывает полную недоговороспособность», — сказал глава МИД России Сергей Лавров в интервью программе «Большая игра» на «Первом канале».
- «Российские идеи, которые мы обсуждали в Женеве, Брюсселе и Вене на площадке ОБСЕ, — это, по сути, момент истины, который должен определить, будем ли мы договариваться о тех линиях, которые нельзя переходить, и о тех принципах, которые нельзя нарушать. Либо ситуация пойдет по сценарию, который может привести к катастрофическим последствиям», — сказал постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич по завершении консультаций по российским предложениям.
Переговоры между Россией и США по гарантиям безопасности прошли в Женеве 9–10 января, а 12 января в Брюсселе состоялась встреча Совета Россия — НАТО, на которой обсуждалось, в частности, нерасширение альянса на восток. Третья встреча, посвященная теме безопасности, прошла 13 января в ОБСЕ.
Неделя на ответ
- «Американцы нам обещали постараться, но мы им сказали, что постараться нужно очень сильно, сделать свои встречные предложения на следующей неделе. Столтенберг, генеральный секретарь НАТО, от имени Североатлантического альянса тоже вызвался положить на бумагу свою реакцию», — сказал Лавров.
- «Я не сомневаюсь, что не будет дефицита политической воли продолжать переговоры и дальше. Но при одном понимании: по этим принципиальным вопросам не может быть процесса ради процесса <...> Все-таки мы можем ожидать в течение дней предстоящих какие-то конкретные все-таки письменные формулировки», — добавил Песков.
- «Если мы не услышим конструктивного ответа на внесенные предложения в разумные сроки, а агрессивная линия поведения в отношении России продолжится, будем вынуждены сделать соответствующие выводы и предпринять все необходимые меры для обеспечения стратегического баланса и устранения неприемлемых угроз нашей национальной безопасности», — отметил Лукашевич.
Переговоры под угрозой санкций
Пока в Европе шли переговоры с Россией, в США более двух десятков сенаторов от Демократической партии внесли законопроект, предусматривающий санкции против Москвы в случае «существенной эскалации» враждебных действий на Украине. Документ предусматривает возможность блокирующих санкций в отношении нескольких российских банков (с фактическим запретом на их обслуживание в системе SWIFT), персональные санкции против российских президента, премьер-министра и высшего военного руководства, ограничения на участие иностранных компаний и менеджеров в российских отраслях по добыче минерального сырья и т.д.
- «Я считаю, что это своего рода такой нервный срыв. В бесконечном утверждении собственного величия люди дошли уже до какой-то психологической отметки, которую очень трудно объяснить. <…> Говоря про перспективы нашей реакции, еще раз скажу: мы не будем никогда махать дубинкой и требовать на переговорах, что «если вы так не поступите, то мы вас будем бить». Мы будем реагировать на реальное развитие событий», — сказал Лавров, комментируя предложение американских сенаторов ввести против России новые санкции.
- «В конгрессе просто тотальная антироссийская истерия, и события последних дней лишь подтверждают, насколько там сильны эмоции и насколько там доминируют стремления торпедировать малейшие ростки здравого смысла в диалоге между Москвой и Вашингтоном <…>. Мы найдем альтернативы, что бы ни было. Россия никогда под давлением не прогибалась, никогда не поддавалась на угрозы и шантаж», — прокомментировал возможные санкции Рябков.
- «Относимся крайне негативно, они не способствуют дальнейшему поиску взаимовыгодных решений, не способствуют формированию конструктивной атмосферы в ходе продолжения этих трехступенчатых переговоров», — сказал Песков.
Что говорили на Западе
В США назвали неприемлемыми и невыполнимыми ряд предложений России. В частности, замгоссекретаря США Уэнди Шерман на брифинге по итогам встречи заявила, что Вашингтон не согласится на запрет расширения НАТО.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал своевременными встречи представителей НАТО и России, отметив, что диалог идет в «критический для безопасности Европы момент». «Существует настоящий риск возникновения вооруженного конфликта в Европе, но именно поэтому встречи, которые проходят на этой неделе, так важны», — сказал он.
Постпред США при ОБСЕ Майкл Карпентер заявил, комментируя российские предложения, что риторика стала более напряженной и в ней зазвучали «барабаны войны». Постпред, которого цитирует Reuters, отметил, что Соединенные Штаты готовы к открытому диалогу, но не собираются обсуждать изменения «ключевых принципов». Карпентер заявил, что Западу нужно готовиться к ухудшению отношений с Россией.