Лекарство от пропаганды: как Европа будет противостоять российским СМИ
Солидарность со СМИ
Комитет Европарламента по иностранным делам в понедельник одобрил проект резолюции «О стратегических коммуникациях ЕС для противодействия пропаганде в отношении него третьими сторонами». Для борьбы с этими явлениями документ призывает расширить полномочия «Оперативной группы по стратегическим коммуникациям на Востоке» (East StratCom Task Force), превратив ее в полноценное ведомство в составе Европейской службы внешних связей (EEAS, фактическое МИД Евросоюза).
Речь идет в первую очередь о борьбе с российскими информагентствами и телеканалами, вещающими за рубеж. Среди инструментов российской «пропаганды» в проекте резолюции названы такие СМИ, как телеканал RT, агентства Sputnik и «РИА Новости», а также фонд «Русский мир» и даже Русская православная церковь. «Это довольно интересная интерпретация хваленых западных ценностей, в частности свободы слова, которая здесь означает атаку на одинокие голоса несогласных среди тысяч европейских СМИ», — прокомментировала Deutsche Welle эту инициативу главный редактор RT Маргарита Симоньян.
Инициатором проекта является польский депутат Европарламента Анна Фотыга, бывшая главой МИД Польши в правительстве Ярослава Качиньского, а до этого занимавшаяся в профсоюзе «Солидарность» международными связями. «Враждебная пропаганда и дезинформация со стороны Кремля и негосударственных игроков, вроде джихадистских группировок, является фактом... а враждебные действия могут воздействовать на процесс принятия решений в ЕС», — заверила Фотыга, представляя в понедельник этот документ. По данным Европарламента, на голосование уже всеми депутатами документ будет представлен в конце ноября. В случае принятия резолюция будет направлена на утверждение в Евросовет, Еврокомиссию и главе EEAS Федерике Могерини.
Информационный спецназ
Оперативная группа East StratCom существует немногим более года. В марте 2015 года глава Евросовета Дональд Туск поручил Могерини создать рабочую группу по «противодействию российской пропаганде», состоящую из дипломатов, экспертов-россиеведов, журналистов и специалистов по социальным сетям. Уже летом группа начала работу (российские СМИ называли ее «информационным спецназом»). На данный момент в East StratCom насчитывается 11 постоянных сотрудников из разных стран Европы, возглавляет структуру британский дипломат Джайлс Портман, ранее возглавлявший турецкий департамент EEAS. Оперативная группа призвана решать три задачи — это информационная поддержка политики ЕС в отношении стран Восточного партнерства, поддержка в этих странах независимых СМИ и противостояние «внешней дезинформации».
Восточное партнерство — шесть бывших республик СССР (страны Закавказья, а также Белоруссия, Молдавия и Украина). Действительно, East StratCom занималась созданием материалов, разъясняющих политику ЕС в этих странах, но основная работа группы все же связана с противодействием «российской пропаганде», направленной на Запад. East StrarCom еженедельно выпускает бюллетени «Обзор дезинформации» и «Дайджест дезинформации». В обзоре представлены яркие примеры репортажей и заметок из российских провластных СМИ, в дайджесте — анализ информационной картины. Кроме того, специалисты группы запустили русскоязычный сайт ведомства EEAS с новостями и официальными комментариями Еврокомиссии как «позитивный» пример борьбы с пропагандой.
Оперативная группа сотрудничает с более чем 400 экспертами, а также журналистами, которые помогают с мониторингом русскоязычной прессы. Несколько последних выпусков обзоров и дайджестов были посвящены промежуточным итогам расследования гибели лайнера Boeing рейса MH17 в небе над Донбассом. «Беспрецедентную по масштабам кампанию» против точки зрения Запада со стороны Москвы вокруг гибели рейса MH17 отмечает и депутат Фотыга как один из ярчайших примеров работы стратегических коммуникаций российской стороны. Другие примеры — «кибератаки» на Эстонию в 2007 году, кампании в СМИ вокруг грузино-осетинского конфликта и вокруг авиакатастрофы под Смоленском в 2010 году, в которой погибло почти все руководство Польши.
Бездумное сравнение
Равноценной по степени опасности угрозой Фотыга считает стратегические коммуникации исламистских группировок (в первую очередь запрещенного в России ИГИЛ), которые воздействуют на европейских мусульман с целью склонить их к террористической деятельности. Одним из способов создать альтернативный джихадистскому нарратив называется «поддержка мейнстримных исламских теологов», которые имеют достаточно влияния и узнаваемости, чтобы предложить альтернативную радикальным идеям повестку. Конкретные предложения, которые содержатся в проекте резолюции, таковы: дополнить сферу деятельности East StratCom «южным» направлением (борьбой с исламизмом), увеличить штат и финансирование организации, выделять дополнительное финансирование независимым СМИ и европейским НКО, поддерживать программы профессиональной подготовки журналистов.
Сравнение российских СМИ с исламистской пропагандой вызвало волну критики со стороны лояльной Кремлю прессы. Оба явления упоминаются в одном документе как угрозы европейскому единству; как сообщили РБК два источника, близкие европейской и российской дипломатии, в Евросоюзе действительно имеется практика «равноценной поддержки восточного и южного направлений внешней политики». «Изначально East StratCom создавался сугубо для работы на восточном направлении, но впоследствии в ЕС спохватились и осознали, что не менее сильный негативный информационный поток идет из других источников», — пояснил РБК российский эксперт-международник, пожелавший сохранить анонимность.
В связи с этим, отметил источник, трудно говорить о том, что проект резолюции направлен исключительно на противодействие России. Кроме того, как рассказал Deutsche Welle глава голландского исследовательского центра Lowlands Solutions Томас Оливье, даже в случае успешного принятия этот документ едва ли создаст условия для противодействия «пропаганде» Кремля. «Большинство из этих искушенных методов слишком изощренные и замаскированные, чтобы им можно было эффективно противостоять или хотя бы временно нейтрализовать», — добавил он.