Михаил Прохоров предлагает разработать Кодекс церквей и религий
М.Прохоров отмечает, что с первых дней своей политической деятельности он предпочитал не комментировать вопросы, связанные с жизнью церкви, так как полагал, что вера и отношение к церкви — это сугубо личное дело.
Тем не менее сегодня складывается ощущение растущей угрозы светскому обществу в России, отношения граждан, государства и церкви в последние месяцы уже привели к расколу общества и угрожают российской культуре, а потому назрела необходимость детально рассмотреть данный вопрос.
Приговор по делу Pussy Riot и их провокационное выступление в храме Христа Спасителя стали запалом потрясения, но не его причиной, отмечает политик. Шквал обвинений и даже оскорблений, которые возникли на фоне резонансного процесса, мешают нормальному диалогу, и люди, ранее тщательно выбиравшие слова, сегодня пустились во все тяжкие. А главной мишенью критиков оказалась Русская православная церковь.
"Голосов, зовущих к примирению и терпимости, к сожалению, мало, и они звучат слишком академично", - отмечает М.Прохоров, добавляя, что РПЦ в конечном счете выступила с просьбой о милосердии, которого, увы, проявлено не было. Бизнесмен констатирует, что сегодня российской политике не хватает важного политического "витамина", способного положить конец спорам антагонистов и дать возможность для мирного сосуществования. Российское общество столкнулось с дефицитом светской политики, светской общественной этики и светской государственности как таковой, заключил М.Прохоров.
Комментируя данный тезис, лидер "Гражданской платформы" отмечает, что светская политика — это выбор успешных наций. Государства, столкнувшиеся с религиозными конфликтами, поставили под угрозу свою будущее, однако им удалось найти светский консенсус, который открыл путь к религиозному и гражданскому миру, стал условием современного успеха.
В России же отношения церкви, государства и общества декларированы, но фундаментально не прояснены, и конституционные гарантии являются лишь рамками, не заполненными реальным политическим, правовым и культурным содержанием. Большинство российских политиков, включая лидеров парламентских партий, предали Основной закон страны, начали заигрывать с церковью, зачастую скатываясь к популизму, что породило множество угроз для общества.
Обращаясь к читателям, М.Прохоров отмечает, что ошибочно видеть в церкви лишь иерархию высших священнослужителей. "Осатанение" охватило сегодня не общество, а конкретных людей, но никто из них не может представлять государство или организацию в целом. Отвечая на вопрос, в чем же причина сегодняшнего "осатанения", М.Прохоров называет основой бед страх, который сегодня съедает душу. Люди боятся утратить прочные ориентиры и ценности, оказаться в кольце врагов, вот почему российское общество скатывается к разделению и живет по принципу "кто кого", хотя никто в реальности врагом друг другу не является.
Спорщики оценивают церковь, государство и общество, как непримиримых антагонистов, однако противопоставлять общество и церковь глупо, ведь даже в самые темные времена истории церковь выступала альтернативой неравенству и деспотизму, хранила и развивала идеалы любви, сострадания, прощения, зачастую брала на себя функцию коллективной совести нации, защищая слабых перед сильными, гонимых перед гонителями, способствуя формированию более гуманного общества.
Однако сегодня назрела необходимость в построении светского общества, ведь общество не может дышать только одним легким — религией. Защита религии и церкви сегодня состоит прежде всего в защите светского характера нашей политики и нашего государства, уверен М.Прохоров.
Однако в обществе намечаются другие тенденции, например настойчивое желание продвинуть церковную жизнь внутрь школы, невзирая на конституционные гарантии. Введение основ религиозной культуры, напротив, разделило молодежь на группы по конфессиональному признаку, хотя власти ставили совершенно иную цель. В России налицо дефицит светскости, и М.Прохоров предлагает свои варианты выхода из этой ситуации.
Политик заявил, что получает довольно много предложений "собраться и спокойно все обсудить", и это правильный подход, однако его недостаточно. Сегодня нужна политическая цель, выполнить которую можно только сообща. Церковь, государство и общество должны вместе работать над преодолением тлетворных пережитков советского режима, породившей политическую идеократию сродни вере. Низкая конкурентоспособность нашей экономики, слепой патернализм, неверие в силу права, подмена реальной культурной и образовательной работы показухой и проформой — все это плоды неизжитого советского опыта.
М.Прохоров предлагает начать широкий диалог об урегулировании отношений церкви, государства и общества на базе "Гражданской платформы" через инструменты краудсорсинга и публичного обсуждения. Целью работы должно стать создание концепции Кодекса церквей и религий Российской Федерации, или Религиозного кодекса. Юристы, которые возьмут предложения за основу, создадут полноценный юридический документ по аналогии с Гражданским или Семейным кодексами. Одновременно с этим партия М.Прохорова потребует от Федерального собрания принять документ и наделить его юридической силой.
Все эти меры позволят создать прочную основу для полноценного сотрудничества российского государства, российского общества, всех российских конфессий в незавершенном деле строительства обновленной и исцеленной России, уверен политик. М.Прохоров отмечает, что готов всеми доступными средствами поддержать деятельность этого собрания и реализацию его предложений. Бизнесмен уверен, что сегодня нет более важной задачи. "Нам необходимо как можно скорее выбрать наиболее эффективную стратегию будущих перемен", - подчеркивает политик. Без этого гражданский мир невозможен, заключил политик.
Тем временем ВЦИОМ подвел итоги очередного опроса, посвященного религиозной теме. Как оказалось, подавляющее большинство россиян считают себя верующими, связывая веру с православием или иной религией, но в целом российское общество остается нерелигиозным.
Около 50% опрошенных ощущают влияние церкви на внутреннюю и внешнюю политику, притом 75% респондентов заявляют, что церковь должна оставаться вне политики. Лишь 16-17% полагают, что церковь может принимать активное участие в общественной и политической жизни.
По данным "Левада-центра", около 80% респондентов признают себя православными, притом что лишь 14-15% воцерковлены. Только 7% россиян ходят в церковь каждую неделю.
Эксперты отмечают, что подавляющее большинство населения является "привереженцем религии", при этом общество остается безрелигиозным. Это обстоятельство является следствием постсоветского кризиса ценностей, на фоне которого есть реальные основания для беспокойства за судьбу светского государства. Однако проблемой клерикализации общества озабочена очень малая часть людей, заключают эксперты.