Эксперты поспорили о причине крушения в Сирии вертолета с россиянами
Минобороны России 9 июля сообщило о крушении сирийского вертолета, которым управляли российские летчики Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин. Ведомство сообщало, что летчики занимались облетом сирийского Ми-25 и были сбиты боевиками после того, как поразили несколько целей вблизи Пальмиры. Источник «Интерфакса» уточнял, что вертолет был сбит боевиками ИГИЛ (запрещено в России) из американского тяжелого противотанкового ракетного комплекса TOW.
Рассказывая о крушении вертолета, газета The Washington Post приводит мнение исследовательской группы Conflict Intelligence Team (CIT), которое она в воскресенье обнародовала на своей странице в интернете. Команда CIT предположила, что вертолет с пилотами из России был сбит «в результате пуска ведомым вертолетом неуправляемой авиационной ракеты (НАР или НУРС). К такому выводу в CIT пришли, проанализировав распространенный в сети ролик, на котором якобы снято крушение.
Как отметил представитель CIT Руслан Левиев, подобные вооружения «из-за ограниченной скорости и маневренности не в состоянии поражать ударные вертолеты». Кроме того, блогер обратил внимание, что с момента начала российской операции в Сирии не сообщалось о случаях захвата боевиками комплекса TOW.
Левиев также назвал маловероятной версию поражения вертолета из ПЗРК. При этом в CIT обратили внимание, что от снаряда, который поразил рулевой винт и привел к катастрофе, «тянется такой же шлейф дыма», как от неуправляемых реактивных снарядов. На записи видно, как разбившийся вертолет выпускал подобные снаряды до крушения. На видео также запечатлен еще один вертолет, который следовал за разбившимся.
«В ходе ведения боя ведущий вертолет мог случайно попасть на линию огня ведомого вертолета, который шел следом чуть выше ведущего. Это объясняет и тот факт, почему ИГИЛ (запрещено в России) не опубликовало видеозапись непосредственно пуска ракеты ПТРК / ПЗРК», — заключили в CIT.
С версией блогеров не согласился Джереми Бинни из британского аналитического центра IHS Janes. В разговоре с The Washington Post он сказал, что точно проанализировать происходящее на видео сложно. Однако, с его точки зрения, шлейф дыма, который появляется в кадре, был вызван самим взрывом, а не запуском снаряда. По его словам, траектория шлейфа свидетельствует о том, что удар был нанесен спереди, а не сзади, как полагают в CIT.
При этом Бинни согласился, что вертолет вряд ли был сбит из ПЗРК. Он отметил, что большинство установок нацеливается на место, излучающее больше всего тепловой энергии, обычно речь идет о двигателе. Он также усомнился в том, что вертолет сбили из противотанкового ракетного комплекса TOW. По словам эксперта, обычно из них поражаются намного более медленные цели.
Бинни считает, что модель оружия, из которой сбили вертолет, опознать практически невозможно. «Даже если это был противотанковый ракетный комплекс, немедленное заявление, что это был TOW, выглядит как попытка подвести негативный факт под одобренную США программу (по предоставлению TOW повстанцам. — РБК)», — заключил аналитик.
По словам Бинни, не исключено, что вертолет сбит из крупнокалиберного зенитного орудия. Подобное вооружение появлялось в роликах, которые распространяло «Исламское государство».
Эксперты также усомнились в официальной версии Минобороны России, согласно которой боевики сбили сирийский вертолет Ми-25. В СIT, основываясь на видео, пояснили, что на записи у сбитого вертолета видны «неубранное шасси, а также короткие крылья, что является отличительными признаками вертолетов Ми-35М». Этой модели нет на вооружении у сирийской армии.
Накануне о том, что сбитый вертолет был российским, а не сирийским, также писал «Коммерсантъ». Газета ссылалась на источники в органах военного управления. Один из собеседников газеты отмечал, что в момент крушения в воздухе находилась группа как минимум с двумя Ми-35М.