Финансист для Brexit: чем известна новый британский премьер Тереза Мэй
Выбрать нового лидера общепартийным голосованием консерваторы должны были до 9 сентября. Но в понедельник, 11 июля, единственная соперница Мэй, замминистра энергетики Андреа Лидсом, отказалась от борьбы за премьерский пост.
Мэй будет утверждена на посту премьера либо вечером в среду, 13 июля, либо в четверг. Источники The Guardian сообщают, что нынешний премьер Дэвид Кэмерон собирается все же выступить еще на одной сессии вопросов-ответов в парламенте, которые по традиции проходят каждую среду. Прошение об отставке Кэмерон должен подать королеве Елизавете, которая, по данным The Telegraph, не планирует возвращаться из своей шотландской резиденции Балморал ранее среды. Сам Кэмерон заявил в понедельник, что Мэй может официально стать премьером в среду.
Финансист из низов
Терезе Мэй осенью исполнится 60 лет, из которых большой политикой она занимается без малого 20. В парламент Мэй попала в мае 1997 года — на выборах, которые привели к власти лейбористское правительство Тони Блэра, прервав многолетнее правление консерваторов. С тех пор Мэй бессменно представляет в палате общин округ Мэйденхед в Южной Англии.
Будущий премьер родилась в курортном городе Истборн в 1956 году в семье англиканского священника. Рано лишившись родителей, она изначально училась в католической школе, но потом поступила в Оксфордский университет, выбрав специальность «география».
Закончив университет в 1977 году, Мэй сразу пошла работать не по специальности — она поступила финансовым консультантом в Банк Англии. В 1985 году Мэй перешла в новосозданную клиринговую компанию APACS (ныне UK Payments Administration), где последовательно занимала должности аналитика, руководителя европейского направления и старшего советника международного направления.
Уже в то время Мэй заинтересовалась политикой, избиралась в совет лондонского района Мертон, где возглавляла комиссию по образованию. С 1992 года она участвовала в выборах в парламент, пока в 1997 году не выиграла выборы по округу Мэйденхед. Став депутатом, Мэй окончательно ушла из бизнеса.
В 1999 году Мэй впервые вошла в «теневой кабинет» консерваторов, заняв в нем пост министра образования. Все последующие 11 лет партия провела в оппозиции, а Мэй возглавляла самые разные «теневые министерства»: Минтранс, Министерство экологии, Министерство по делам семьи, Минкульт, была лидером оппозиционной фракции в палате общин. С победой консерваторов на выборах 2010 года Мэй ненадолго стала министром по делам женщин и равных возможностей и одновременно возглавила МВД страны.
Как указано на сайте британского правительства, в сферу ответственности Мэй входят проблемы национальной безопасности и терроризма, законодательная программа правительства и вопросы расходования бюджетных средств. Кроме того, полномочия главы МВД распространяются и на проблему миграции. За шесть лет нахождения в офисе Мэй неоднократно обещала сократить приток мигрантов в Британию до 100 тыс. человек в год. В условиях наплыва беженцев это становится трудной задачей: за 2015 год страна приняла 630 тыс. мигрантов.
Из личных черт Мэй британцы отмечают ее пристрастие к экстравагантной обуви, которое на фоне имиджа «железной леди» СМИ называют парадоксальным. Как писала The Guardian еще в 2014 году, даже сторонники Мэй признают, что ею «скорее восхищаются, чем любят», а с коллегами будущий премьер старается держать определенную дистанцию.
Детей у Мэй нет, о своей семье подробно рассказывать она не любит. В прошлые выходные Андреа Лидсом, тогда еще ее соперница, упрекнула главу МВД в бездетности, назвав себя, мать троих детей, более подходящим лидером нации. Этим Лидсом вызвала на себя шквал критики со стороны СМИ, что стало причиной ее самоотвода, выхода из предвыборной гонки.
По внешнеполитической и экономической тематике Мэй высказывается нечасто. Например, о ее отношении к России можно судить лишь по критике в адрес Кремля после публикации «публичного расследования» гибели экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Экономикой Мэй занялась лишь с началом кампании по выборам нового лидера консерваторов. Зато этой теме целиком была посвящена ее последняя речь.
Первые шаги
Первая проблема, которую предстоит решить Мэй после утверждения во главе правительства, — требования оппозиции провести досрочные выборы. Об их необходимости уже заявили лидеры лейбористов (Джереми Корбин) и либерал-демократов (Тим Фэррон). Объявляя 30 июня о своем намерении баллотироваться на пост премьера, Мэй уверяла, что не допустит повторных парламентских выборов лишь из-за перемены в руководстве правящей партии. Но в 2007 году, когда в аналогичной ситуации лейборист Тони Блэр передал должность главы правительства коллеге по партии Гордону Брауну, Мэй резко критиковала Брауна за то, что он не получил, по ее словам, «демократического мандата» от британцев.
Но главным вопросом, который встанет перед Мэй, станет процесс выхода Великобритании из Евросоюза. С одной стороны, Мэй позиционирует себя как противница Brexit, но с другой — придерживается принципа «на выход — так на выход», о чем сообщила в своей речи от 30 июня.
В этом вопросе мнение Мэй совпадает с мнением брюссельских чиновников, в первую очередь главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Но в вопросе о сроках начала процедуры выхода из ЕС их мнения расходятся. Если Евросовет призвал в конце июня запустить процесс выхода «так скоро, как только возможно», Мэй отметила, что Лондону необходимо будет сначала обдумать и сформировать стратегию для переговоров с Брюсселем, а только потом подавать заявку на выход. Теоретически, пишет The Guardian, это может произойти не раньше конца текущего года.
Подача заявки от лица британского правительства запускает двухлетний процесс переговоров, результатом которых должно стать соглашение об условиях выхода из Евросоюза. Все это время Великобритания формально будет считаться членом ЕС, но премьер-министр уже не сможет участвовать в саммитах Евросовета, если те посвящены переговорам о Brexit. Туманной остается и перспектива президентства Великобритании в ЕС, намеченного на вторую половину 2017 года. Собеседник РБК в европейской дипломатии пояснил, что Британия практически наверняка будет его лишена.