Польша назвала главной угрозой российский неоимпериализм
Наиболее серьезную угрозу для Польши представляет неоимпериалистичекая политика, которую проводят власти России, в том числе путем использования военной силы. Об этом говорится в новой редакции стратегии национальной безопасности республики, опубликованной 12 мая. «Агрессия против Грузии, незаконная аннексия Крыма и действия в Восточной Украине нарушили главные принципы международного права и подорвали основы европейской системы безопасности», — утверждается в документе.
Новую редакцию стратегии во вторник утвердил президент Польши Анджей Дуда, предыдущая редакция была принята шесть лет назад. В ней говорилось о стремлении России вернуть себе статус мировой державы, в том числе за счет конфронтационных действий в регионе.
В одобренной Дудой стратегии сказано, что Россия наращивает наступательные вооружения, проводит военные учения, симулирующие столкновение с силами НАТО, и развертывает системы ограничения доступа (A2AD, A2/AD, от англ. anti-access and area denial, концепция сдерживания потенциального противника за счет создания постоянной опасности для его возможных перемещений. — РБК) в Прибалтике и Калининградской области. «Следует предполагать, что Российская Федерация продолжит свою политику по подрыву международного порядка, основанного на правилах, чтобы восстановить свою сферу влияния», — говорится в докладе.
В ответ на перечисленные вызовы Польша собирается выстраивать свой оборонный потенциал более координированно и централизованно. Варшава считает необходимым укреплять взаимодействие с союзниками по НАТО и ЕС. «Процесс стратегической адаптации к институтам НАТО укрепил нашу политику сдерживания, в том числе за счет размещения на своей территории войск союзников», — отмечается в документе.
Ранее глава МИД Польши Яцек Чапутович сообщил в интервью РБК о планах увеличить присутствие американских военных на территории республики. «У нас есть соглашение с США о присутствии американских военных сил. Мы считаем важным присутствие солдат США в восточной части Европы, и в настоящий момент на территории Польши находятся 4,5 тыс. американских военных. В общей сложности планируется увеличить военное присутствие США на одну тысячу солдат, то есть до 5,5 тыс», — сказал он.
В России считают наращивание активности НАТО в Восточной Европе бессмысленным расходованием средств. «Это абсолютно бессмысленное занятие, когда реальных угроз в этом регионе нет, когда все риски безопасности находятся на южной периферии. И вот, вместо того чтобы объединять усилия в борьбе с этими совместными рисками [к югу от Европы], продолжается эта мини — холодная война», — отметил замглавы МИДа Александр Грушко.
Министр иностранных дел Сергей Лавров также утверждал, что концепция международного порядка — следствие неготовности Запада принять реалии, в которых он утрачивает монополию над политической повесткой дня. «Эти «правила» изобретаются и избирательно комбинируются в зависимости от текущих потребностей авторов указанного термина, который Запад настойчиво внедряет в обиход», — отметил он.
Беспокойство в Польше выразили и в связи с сохраняющейся зависимостью Европы от импорта российских энергоносителей, в том числе из-за строительства газопровода «Северный поток-2». «Обеспечение энергетической безопасности представляет большую значимость для Польши», — утверждается в тексте стратегии. «Российская нефть доминирует на рынках Польши и других стран Центральной Европы и балканского региона. Новые проекты, в частности «Северный поток-2», усилит зависимость стран в этих регионах от поставщиков энергии с востока и таким образом создаст риск, что поставки газа будут использованы в качестве инструмента политического влияния», — сообщается в документе.
Хотя в ЕС выражают надежду на продолжение партнерства с Россией в энергетической сфере. «Зависимость от поставок российских энергоносителей волновала ЕС из-за рисков ненадлежащего политического влияния на наши рынки и страны. Тем не менее за последние несколько лет были предприняты усилия, чтобы снять такие беспокойства и обеспечить надежность энергопоставок», — заявлял верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.