Кремль увидел «первые признаки понимания» между Россией и США
Переговоры между госсекретарем США Джоном Керри и президентом России Владимиром Путиным не стали прорывом, но продемонстрировали первые признаки понимания между двумя странами. С такой оценкой встречи, которая проводилась в Сочи и продолжалась около 4 часов, выступил помощник президента России Юрий Ушаков.
«Первые признаки понимания»
«Это, конечно, не прорыв, но это все-таки проявление первых признаков понимания того, что две великие страны все-таки должны вернуться к нормальному сотрудничеству», — цитирует Ушакова Интерфакс. По его словам, Россия расценивает состоявшийся контакт «как весьма полезный, нужный и положительный».
По его словам, в ходе встречи стороны обменялись мнениями по всем ключевым вопросам мировой повестки дня — Ближнему Востоку, Ирану, Сирии, «Исламскому государству». Украинская тематика, по его словам, обсуждалась очень подробно, в том числе в варианте более плотной совместной работы США и России. При этом возможность подключения США к «нормандскому формату», по словам Ушакова, не затрагивалась.
Кроме того, Путин разъяснил Керри позицию России по размещению миротворцев на Украине, сказал помощник президента. Ушаков добавил, что Москва выступает за скорейший диалог Киева с ополченцами, а США обещали рассмотреть это предложение.
Он добавил, что с российской стороны «были даны оценки возникновения украинского кризиса, изложены основные элементы нашей позиции и подчеркнуто то, что Россия стремится к полному, стопроцентному выполнению минских договоренностей и будет всяческими силами использовать все возможности способствовать этому».
Ушаков рассказал, что президент США Барак Обама был заинтересован в том, чтобы Путин принял Керри и поддержал эту идею. По его словам, Керри передал Путину устный привет от главы американского президента. Никакого письменного послания он не передавал, уточнил помощник президента.
Помощник главы государства отметил, что вопрос о двусторонней встрече президентов РФ и США Владимира Путина и Барака Обамы на переговорах главы российского государства с американским госсекретарем Джоном Керри в Сочи не обсуждался. Он добавил, что возможность для встречи лидеров двух стран есть.
Керри отметил важность визита и заявил, что стороны «не ожидали, что на встрече будет достигнут прорыв, будет найдено решение какой-то конкретной проблемы», однако признал, что состоялся «хороший, обстоятельный диалог», который важен для решения тех проблем, с которыми сталкиваются Россия и США.
Госсекретарь США также прокомментировал слова президента Украины Петра Порошенко об освобождении донецкого аэропорта. Керри заявил, что попытки отбить аэропорт у ополченцев были бы деструктивным шагом. По словам Керри, если Порошенко выступает за начало силовых операций, США предложили бы ему сначала подумать об этом.
Руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов отмечает неожиданно теплую атмосферу на переговорах в Сочи, это была одна из самых теплых встреч последнего времени: совместные подарки, шутки, что неожиданно для периода охлаждения двусторонних отношений. По мнению эксперта, после встречи может начаться некоторое восстановление отношений и снизиться накал антиамериканизма в России.
Итоговая пресс-конференция, по оценке Сушенцова, показала удовлетворение Керри визитом, прежде всего тем, что Россия разделяет озабоченность США ситуацией на Ближнем Востоке и также считает ИГИЛ угрозой.
Оценку, данную Керри высказываниям Петра Порошенко о донецком аэропорте, эксперт называет «совершенно выдающейся», ранее таких жестких слов от США в адрес Киева не звучало и там его высказывания могут многих отрезвить.
Обмен символами
Джон Керри с делегацией прилетел в Сочи утром 12 мая. Вместе с ним в Сочи прибыли его помощник Виктория Нуланд, известная активным участием в разрешении украинского кризиса, и заместитель Уэнди Шерман, представляющая США на переговорах по иранской ядерной программе. Она участвовала и во встрече с Путиным, который принимал американскую делегацию в резиденции Бочаров Ручей. Это была вторая встреча Путина с Керри: до этого они встречались почти ровно два года назад — 7 мая 2013 года.
Начался визит Керри с совместного с Лавровым возложения цветов к монументу погибшим в Великой Отечественной войне на Завокзальном мемориальном комплексе. Лавров приехал встречать Керри у мемориала на белом автомобиле «Победа», последовавшие за тем переговоры проводились в гостинице «Родина», а перед рабочим обедом Лавров подарил коллеге сувенирную футболку в честь 70-летия Победы и две корзины — с краснодарскими помидорами и картошкой. Картошка, как написала в Facebook представитель МИДа Мария Захарова, находится «в дальних родственных связях с той, которую в свое время ему привез американский коллега». Керри, по ее словам, преподнес российской стороне список цитат российских СМИ, на его взгляд, не отражающих реальный потенциал масштабных российско-американских отношений, которые, по его убеждению, нуждаются в улучшении. О каких цитатах и каких СМИ шла речь, Захарова не уточнила. Позже пресс-секретарь американского посольства в России Уильям Стивенс написал в Twitter, что список цитат был не основным подарком, также Лаврову был презентован портфель.
От Украины до Сирии
Накануне визита Керри и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и представители Госдепартамента говорили о том, что на переговорах Керри с Лавровым и Путиным будет обсуждаться широкий набор тем. «Будет время для того, чтобы систематически и глубоко пройти пункт за пунктом всю сложнейшую и тяжелейшую повестку дня, которая не улучшается», — сказал ТАСС замминистра иностранных дел России Сергей Рябков.
Переговоры Лаврова и Керри продлились около полутора часов, после чего продолжились в формате рабочего обеда, по окончании которого на веранде они вместе с заместителями Сергеем Рябковым и Уэнди Шерман продолжили общение. Рябков, как и Шерман, представляет свою страну на переговорах по иранской ядерной программе. Высокопоставленные чиновники Государственного департамента США в разговорах с The New York Times и The Wall Street Journal говорили о том, что перед наступлением дедлайна по заключению сделки с Ираном (30 июня), предусматривающей отмену санкций в обмен на отказ от развития Тегераном ядерной программы, участникам переговоров важно занимать единые позиции. Керри, по словам собеседника WSJ, также собирался сказать Путину о нежелательности поставок в Иран систем С-300. Весной Путин отменил запрещающее поставки решение.
Представители Госдепа говорили изданиям, что Керри призовет Путина придерживаться минских соглашений и подчеркнет готовность США отменить санкции, если Россия будет выполнять все пункты соглашений, или, наоборот, усилить их в случае нарушения, говорили высокопоставленные чиновники WSJ и Bloomberg. «Это не вопрос нашей повестки дня. Но если наши собеседники поднимают эту тему, то мы, естественно, излагаем свою позицию», — изложил российскую позицию по теме санкций Песков.
Россия не раз указывала на прямое вмешательство США в украинскую политику, на недопустимость поставок Киеву вооружений, на недостаточность давления, которое Вашингтон оказывает на президента Украины Петра Порошенко. Украинские официальные лица не раз говорили о желательности более активного вовлечения США в переговоры по мирному урегулированию. Однако в Москве отвечали, что не видят необходимости в расширении за счет Вашингтона «нормандского формата» (Украина, Россия, Франция и Германия).
По ситуации в Сирии американские собеседники изданий выражали надежду, что позиции США и России могут сблизиться: военные поражения президента Сирии Башара Асада дают России возможность отказать ему в поддержке и начать сотрудничать с США, поощряя начало переходного периода. Они также должны обсудить решение правительства Асада начать использовать в боевых действиях запрещенный хлорин и другие химические агенты, говорили собеседники изданий.
До начала переговоров в резиденции Путина Бочаров Ручей Лавров успел сказать журналистам только то, что они прошли «чудесно». Беседа Путина и Керри продолжалась более трех часов.
Без ожидания прорыва
Визит Керри в Россию планировался несколько раз, но срывался — его ждали в начале года, однако тогда поездка была отменена из-за обострения на юго-востоке Украине.
Ни одна из сторон не ожидала от визита прорывов. Госдепартамент в своем заявлении указал, что визит Керри свидетельствует о намерении США сохранять контакты. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков также подчеркивал важность самого приезда, который, по его словам, «сам по себе является весьма позитивным». «Россия никогда не была инициатором подмораживания отношений, мы всегда открыты к проявлению политической воли на более широкий диалог. А через диалог можно искать выходы на какую-то нормализацию, на более плотную координацию решений», — заявил Песков (цитата по Интерфаксу).
Один из сотрудников Госдепартамента сказал Bloomberg, что, хотя и не стоит ожидать прорывов, переговоры это возможность более четко проговорить позиции и почувствовать отношение Путина по широкому кругу вопросов. Российский МИД в заявлении, сделанном до завершения переговоров Путина и Лаврова с Керри, указал, что у США и России есть возможности сотрудничать там, где это соответствует интересам и целям национальной безопасности России, но только на равноправной основе.
Участники переговоров весь день демонстрировали жизнерадостный настрой, но проблемы в отношениях между Россией и США никуда не делись и мало оснований ожидать, что они могут кардинально улучшиться, говорит российский эксперт Сергей Уткин. В том числе и потому, что степень влияния России на события на Ближнем Востоке неочевидна, а заручиться поддержкой Москвы в обмен на отмену санкций сейчас также маловероятно, так как ситуация на Украине слишком хрупкая, объясняет он. Financial Times отмечает, что визит Керри может считаться победой Кремля, так как показывает невозможность для Запада изолировать Россию. Однако с имиджевой точки зрения для Путина этот визит не столь важен — его избиратель на такие вещи внимания не обращает, говорит Уткин.
«Мы хотим, чтобы насилие прекратилось»
Посол США в России Джон Теффт — о санкциях против России.
— Отношения между Россией и Соединенными Штатами переживают не лучшие времена и продолжают ухудшаться. Как вы думаете, есть ли возможность их улучшения не только в политическом, но и в экономическом плане? И что мы должны делать, чтобы этого достичь?
— Санкции были введены, потому что мы в корне не согласны с действиями России, которые рассматриваем как нарушение норм международного права. Это нарушение суверенитета независимого государства, каким является Украина. В то же время мы четко дали понять: если прекращение огня будет соблюдаться, мы готовы начать снимать некоторые из введенных санкций. Передо мной как послом США в России стоит задача способствовать решению этих проблем, поддержать усилия, которые предпринимаются Россией и Украиной, а также Германией и Францией в рамках нормандского формата для урегулирования. Мы хотим, чтобы насилие прекратилось, чтобы ситуация стабилизировалась и появилась возможность для улучшения отношений.
— Ваш прогноз: может ли произойти возвращение холодной войны? Или сейчас совсем другая ситуация?
— Вы знаете, если бы я не стал дипломатом, я был бы историком. И я очень не люблю навешивать ярлыки из прошлого, чтобы описать текущую ситуацию. Поскольку при всем сходстве всегда существуют отличия. Я не уверен, что использование термина «холодная война» эффективно. У нас есть некоторые серьезные разногласия. Я уже говорил об Украине. То, что там произошло, с нашей точки зрения, не имеет прецедентов с 1991 года.
США отреагировали, и европейские страны тоже отреагировали, потому что это фундаментальный вызов всему европейскому порядку, который мы поддерживаем с 1991-го. Но в то же время, как я и говорил, остается множество областей, в которых мы продолжаем сотрудничать, мы продолжаем вести диалог, потому что это отвечает нашим общим интересам. Это те сферы, где наши интересы совпадают.
Это же касается и наших европейских партнеров. У них есть свои собственные интересы. И это то, к чему мы стремимся. Мне бы очень хотелось, чтобы экономическая ситуация в России улучшилась. Несмотря на введенные санкции, сотрудничество продолжается. Честно говоря, спад в российской экономике наносит бизнесу гораздо больший ущерб, чем санкции, по всей видимости. Санкции также играют свою роль, это без сомнения. Но я надеюсь, что настанет день, когда ситуация на Украине разрешится и мы сможем вернуться к более продуктивному экономическому сотрудничеству.
Беседовала Жанна Немцова