Правозащитники сообщили о визите силовиков к «вмешавшимся» в дело Немцова
Следственный комитет начал следственные действия в отношении московских правозащитников, посетивших в СИЗО «Лефортово» подозреваемых в убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова и сообщивших о жалобах арестованных на пытки. Как рассказал РБК председатель Общественной наблюдательной комиссии Москвы (ОНК) Антон Цветков, к его заместителю по комиссии, журналистке «Московского комсомольца» и координатору проекта «Гулагу.нет» Еве Меркачевой домой приехали силовики. Об этом ему сообщил Андрей Бабушкин, который вместе с ней и проводил инспекцию в «Лефортово».
Руководитель проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин сообщил РБК, что к Меркачевой около 23:00 пришли десять следователей из ГСУ СКР и «в грубой форме сообщили, что с Евой хочет поговорить какой-то генерал». О ком шла речь, он не знает. Самой журналистки дома не было. По информации Осечкина, Меркачева «вывезена [ее коллегами] в безопасное место до завтрашнего дня». При этом информация об обыске у нее не подтвердилась.
В свою очередь, Цветков позже заявил, что следователей было меньше. «Удалось немного разобраться в ситуации. Как я понял никаких 10 чел[овек] к Меркачевой не приходили, это были примерно 3 человека, во всяком случае приехали на одном авто, которые хотели лишь допросить ее в качестве свидетеля и ее, опять же как я понял, не застали, видимо допросят завтра», – написал он РБК в SMS.
Антон Цветков после этого выехал к Андрею Бабушкину в офис. Там он встретил следователей СК, уже побывавших у Меркачевой. Как сообщил РБК помощник Бабушкина, «следователи действовали в пределах законности, обыски не проводили и только опросили правозащитника». По его информации, Бабушкину присвоен статус свидетеля. Он не располагает информацией, по какому делу. Цветков допускает, что им присвоен статус свидетеля по делу об убийстве Немцова, так как они беседовали с подозреваемыми.
«К Бабушкину следователь СК приехал в офис в позднее время, потому что Бабушкину так было удобней, никаких обысков нет, просто допросили в качестве свидетеля. По моей инфо[рмации] ни Бабушкину, Ни Меркачевой ничто не угрожает, опять просто много ложной информации гуляет. Держу ситуацию на контроле», – написал Цветков в SMS.
Владимир Осечкин, в свою очередь, считает, что никаких законных оснований для подобных процессуальных действий не было, поскольку ей не присвоен ни статус подозреваемой, ни статус обвиняемой, а к свидетелям подобные меры неприменимы. В четверг, 12 марта, Осечкин планирует подать жалобу в Генпрокуратуру и в Совет по правам человека (СПЧ) на действия сотрудников СКР. О визите трех следователей к Еве Меркачевой сообщил и главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. «Утром Ева явится в Следственный комитет с адвокатом, а мы подадим заявление о возбуждении уголовного дела по статье «воспрепятствование журналистской деятельности» в отношении лиц, приходивших к ней домой», – заявил он ТАСС. По его словам, сотрудники газеты разыскали ее. «Я с ней говорил, с ней все в порядке», – добавил Гусев.
Ранее в своем Facebook Антон Цветков сообщил о том, что к Еве Меркачевой приехали 10 оперативников. «Странная история. Позвонил мне Бабушкин и сказал, что к Меркачева Ева пришли 10 оперативников и теперь телефон у нее отключен и сразу позвонила Анна Каретникова сказала тоже самое. Не могу понять, что происходит, но тел[ефон] Евы действительно отключен», – написал он.
Руководитель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин также сообщил о визите силовиков. «Молния: около 10 сотрудников правоохранительных органов приезжали в квартиру к Меркачева Ева и искали ее, перепугали мужа и маленького ребенка. Евы не было дома. Сказали что "генералы хотят переговорить"», – написал он.
Днем 11 марта стало известно, что Еву Меркачеву и Андрея Бабушкина вызвали на допросы. Об этом говорилось в сообщении, опубликованном на сайте СКР. Посещение подозреваемого в убийстве Бориса Немцова было организовано «исключительно для выяснения условий его (Дадаева) содержания», отмечается в сообщении. Меркачева и Бабушкин, указывает СКР, «стали интересоваться материалами уголовного дела, таким образом нарушив не только установленные правила, но и закон». Во время допросов Меркачевой и Бабушкина следователи собираются установить «мотивы, которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела и публикуя их в СМИ».
Сам Бабушкин говорил РБК, что все было в рамках закона. «Мы не вмешивались, посетили людей, увидели и рассказали, какие в отношении них были проведены противоправные действия», – сказал он. «Все обвинения абсурдны и надуманы и направлены на парализацию работы правозащитников, чтоб не допускать их к задержанным. В таком случае ни о каком честном расследовании говорить будет нельзя», – сообщила Меркачева РБК.
Официальный представитель СКР Владимир Маркин днем 11 марта говорил РБК, что время и дата вызова на допрос в СКР еще не известна.
Во вторник, 10 марта, в СИЗО «Лефортово» обвиняемых в убийстве Немцова братьев Губашевых и Заруда Дадаева посетили с проверкой координатор Gulagu.net, зампред Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Ева Меркачева и член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин. По словам руководителя проекта «Гулагу.нет» Владимира Осечкина, несмотря на то что фигуранты дела «содержатся в разных камерах и не имеют возможности согласовывать свои позиции», они говорили об одном и том же: «Все трое заявили нашим представителям и правозащитникам, что они невиновны, что в отношении них применялись незаконные методы дознания. Их избивали, их вынуждали оговаривать своих себя».
Правозащитники направили главе ФСИН Геннадию Корниенко, главе Следственного комитета Александру Бастрыкину и генпрокурору России Юрию Чайке заявление, в котором потребовали провести в СИЗО тщательную проверку.