В Киеве усомнились в выполнимости политической части мирного плана
По итогам завершившихся в четверг переговоров в Минске Украина и донбасские повстанцы обязуются не только принять меры по военной деэскалации, но и по политическому урегулированию. От Киева соответствующие пункты Комплекса мер по выполнению Минских соглашений требуют ряда политических реформ, включая конституционную.
Политическое решение – в Раде
С 16 февраля Киев должен начать диалог (с кем – не указывается) о проведении местных выборов на неподконтрольной ему территории. Пройти они должны в соответствии с украинским законодательством и принятом осенью законом об особом статусе Донбасса. От Верховной рады в течение месяца с момента подписания договоренностей потребуется принять постановление, описывающее границы территорий с особым статусом на основе линии разграничения сторон на 19 сентября прошлого года.
Киев обязуется провести конституционную реформу, которая включала бы в себя децентрализацию, и принять постоянное законодательство об особом статусе Донбасса (действующий ныне закон вводит такой статус временно – на три года). Обновленный Основной закон должен вступить в силу до конца этого года, оговаривается в п. 11 Комплекса мер.
При этом это законодательство должно включать в себя амнистию, языковое самоопределение (то есть признание статуса русского языка), участие местных властей в назначении судей и прокуроров и их особую субъектность (центральные власти будут заключать с ними особые соглашения по вопросам экономики, социального и культурного развития), а также создание подразделений «народной милиции». Кроме того, полномочия новоизбранных местных депутатов не могут быть прекращены досрочно, оговаривается в приложениях к Комплексу мер.
Таким образом, по меньшей мере три инициативы должны будут пройти через украинский парламент: постановление о границах донбасской автономии, постоянный закон об особом статусе региона и поправки в Конституцию. То, что они будут приняты не без проблем, если вообще будут, ясно уже сегодня, говорит РБК украинский политолог Владимир Фесенко.
Предложенная в июне Порошенко конституционная реформа, которая включала в себя в том числе и децентрализацию государственной власти, в Раде застопорилась и без предоставления автономного статуса Донбассу. Председатель парламента Владимир Гройсман, который предложен Порошенко к посту председателя конституционной комиссии при президенте, говорил недавно, что предложения по децентрализации будут подготовлены только к октябрю.
Закон об особом статусе отдельных районов Донбасса, подписанный президентом Порошенко в октябре, так и не заработал – СНБО, которому Рада передала право определять, какие же районы считать «отдельными», так этого и не сделал. После обострения ситуации в регионе Порошенко пригрозил вообще закон отменить, сейчас его действие приостановлено.
«Для конституционной реформы нужны долгие переговоры с подключением Верховной рады, которая никогда не пойдет на предоставление легального статуса так называемым ДНР и ЛНР, – рассуждает Фесенко. – Рада не предоставит Донбассу автономного статуса, памятуя печальный пример автономии Крыма».
«Партия войны» берет паузу
У украинского президента нет большинства в парламенте – его Блок Петра Порошенко входит в коалицию с еще тремя проевропейскими партиями, «Народным фронтом» (НФ) премьера Арсения Яценюка, Радикальной партией Олега Ляшко (РП), «Батькивщиной» Юлии Тимошенко и «Самопомощью» мэра Львова Андрея Садового.
Сторонники продолжения активной борьбы с донбасскими повстанцами, «партия войны», к которой обычно причисляют Радикальную партию и «Народный фронт», отреагировали на соглашение неоднозначно. Если соратники Ляшко выступили категорическими противниками Минска-2, то союзники Яценюка в основном поддержали Порошенко.
Депутат Игорь Мосийчук (РП) объявил в Facebook договоренности «изменой» и «предательством национальных интересов», пообещав приложить все усилия, чтобы не допустить прохождения через Раду обещанных законов.
Больше всего его возмутила обещанная амнистия. Отказ от уголовного преследования, по словам Мосийчука, обещан «террористам, в том числе тем, которые расстреливали мирных жителей Волновахи, Мариуполя, Краматорска, тем, кто пытал украинских военнопленных». Кроме того, считает депутат, обещанные местные выборы позволят прийти к власти в Донбассе представителям ДНР и ЛНР.
Не нравится соратникам Ляшко и передача полномочий по контролю на российско-украинской границе ОБСЕ. После начала конфликта ОБСЕ и Amnesty Internationаl были допущены до «спецорганов и войск» Украины, но «всем известно, как эти организации подыгрывали Кремлю и террористам», заметил в Facebook замруководителя фракции РП Андрей Лозовый.
И хотя Порошенко в Минске и объявил, что сепаратисты не получат никакой автономии, Мосийчук уверен, что «особый статус – это, по сути, автономия Донбасса». Сам Ляшко в Facebook объявил, что Порошенко вообще не имел полномочий «выносить на торги вопросы конституционного строя Украины». Это, по словам депутата, ему прямо запрещает принятое Радой в апреле прошлого года постановление о международных переговорах по деэскалации ситуации вокруг Украины. Депутаты сделали это, чтобы не допустить «внешнего диктата», а теперь «Порошенко эти границы нарушает – в угоду Кремлю».
В «Народном фронте», в котором серьезные позиции занимают командующие добровольческими батальонами, призывают не торопить события. Единой позиции у фракции нет. Руководитель комитета Рады по нацбезопасности и обороне Сергей Пашинский в разговоре с журналистами обусловил переход к политическому урегулированию выполнением договоренностей о прекращении огня. «Я предлагаю двигаться шаг за шагом. Если прекращение огня будет, тяжелое вооружение отойдет, тогда мы будем двигаться дальше», – сказал он (цитата по Интерфакс-Украина).
Его коллега по фракции, советник министра внутренних дел Антон Геращенко, который выступал последние месяцы с «ястребиных» позиций, считает, что «Путин проиграл на всех фронтах», а на этих переговорах «Украина в целом победила». «Мы до конца не победили, для этого понадобится много-много времени на укрепление нашего государства», – заявил он журналистам в кулуарах Рады (цитата по Интерфакс-Украина).
А вот депутат Дмитрий Тымчук, возглавляющий группу «Информационное сопротивление», ведущую сводки из зоны боевых действий, резко раскритиковал соглашение. Комплекс мероприятий по выполнению Минских соглашений – блестящий. Если только мы решили распрощаться с Донбассом как неотъемлемой частью Украины, заявил он в Facebook.
Спецпредставитель президента Порошенко по мирному урегулированию Ирина Геращенко в Facebook заметила в адрес критиков, которые «кричат «все пропало, всех сдали», что они могли бы поддержать украинскую делегацию, которая попыталась использовать «очень хрупкий шанс» на мир. Децентрализацию и «возвращение украинских законов и власти» на территории ДНР и ЛНР Геращенко назвала ключевым для администрации Порошенко.
Заморозка вместо урегулирования
В поддержку соглашений выступила экс-премьер Юлия Тимошенко. «Мы будем бороться, чтобы эти договоренности были выполнены», – заявила журналистам политик (цитата по Интерфакс-Украина), отметив, что ее фракция «категорически против какой-либо федерализации». Ее коллега по фракции Андрей Павловский заметил РБК, что хотя партийцы и поддерживают шаги, которые направлены на мир, но обращает внимание на себя, что прекращение огня объявлено только с 15-го числа, а главный вопрос о границе не решен.
Даже в парламентской команде Порошенко не верят в возможность быстрой имплементации договоренностей. «Это то же самое перемирие, но с более сложными условиями», которые выполнить будет еще сложнее, чем в сентябре, написал в Facebook депутат от Блока Петра Порошенко Мустафа Найем, «это перемирие временно, и важно четко понимать, чем встретить противника в следующий раз».
В Раде уверены в том, что война на Донбассе в лучшем случае будет заморожена, говорит Фесенко. «Более вероятный вариант, чем легализация сепаратистов, – заморозка конфликта в течение этого года или полутора лет», – резюмирует политолог.