Навальному поменяли «склонность к побегу» на «экстремистский» учет
Алексея Навального, который отбывает срок по делу «Ив Роше» в колонии № 2 во Владимирской области, сняли с профилактического учета как склонного к побегу. Вместо этого его поставили на учет как экстремиста и террориста. Об этом Навальный сообщил в Instagram.
По словам оппозиционера, его вызвали на комиссию, где сообщили, что оперуполномоченный подал рапорт о снятии с учета как склонного к побегу. Члены комиссии единогласно проголосовали за снятие.
После этого Навального уведомили о том, что в другом рапорте оперуполномоченный посчитал его исповедующим «экстремистскую и террористическую идеологию», из-за чего предложил перевести заключенного на соответствующие учеты. Комиссия поддержала предложение.
«Так что бирки, где мою физиономию перечеркивает красная полоса, я со всей одежды спорол. И пришил новые — с зеленой», — прокомментировал Навальный.
Он также отметил, что «экстремистский» и «террористический» учеты не такие «утомительные», поскольку налагают на заключенного меньше обязанностей. Так, например, «склонных к побегу» обязывают каждые два часа записывать видео, подтверждая, что они находятся в колонии. К тем, кто признан экстремистом и террористом, такие меры не применяются.
Адвокат Навального Ольга Михайлова подтвердила РБК, что с оппозиционера сняли один статус, но присвоили новый. Она также уточнила, что соответствующих документов защита не видела. Михайлова напомнила, что адвокаты ранее пытались через суд отменить постановку оппозиционера на учет. «То, что этот статус сняли, говорит о том, что это было необоснованно. И даже сама администрация учреждения отменила этот статус, который не имел к нему никакого отношения, он не склонен к побегу», — отметила Михайлова.
При этом она заявила, что присвоение Навальному нового статуса также необоснованно. «Если они считают, что возбуждено уголовное дело по экстремистской статье в отношении Навального, то можно говорить о том, что ему даже не предъявлено обвинение по этой статье. И на каком основании колония могла присвоить этот статус, совершенно непонятно. И, естественно, мы будем в дальнейшем это обжаловать, после того как увидим документы», — пояснила адвокат.
Новое дело в отношении Навального и его соратников СК возбудил в конце сентября по статье о создании и руководстве экстремистским сообществом, а также участии в нем. Таковым суд признал Фонд борьбы с коррупцией (признан иноагентом и экстремистской организацией, его деятельность в России запрещена).
РБК направил запрос в пресс-службу УФСИН по Владимирской области.
Навального поставили на учет как склонного к побегу в феврале, еще когда он находился в СИЗО «Матросская Тишина». Согласно «Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», осужденные, которых переводят из СИЗО в колонию, автоматически ставятся на учет по тем же основаниям, которые были указаны в их учетных карточках до поступления. За ними закрепляются сотрудники, которые должны проводить с заключенными профилактическую работу в течение полугода. По истечении этого срока начальник отряда, в котором числятся осужденные, дает рекомендации о продолжении профилактической работы или снятии заключенного с учета.
В «Матросской Тишине» сообщали, что Навальный дважды публично заявлял о намерении совершить побег, из-за чего его поставили на соответствующий учет.
Защита оппозиционера пыталась обжаловать это решение. Адвокаты заявляли, что у должностных лиц СИЗО «не было объективных оснований» считать его склонным к побегу, а постановка на учет привела к «нарушению прав и законных интересов». Сам Навальный объяснял свои слова о побеге шуткой.
Навальному дали реальный срок по делу «Ив Роше» в феврале, оппозиционер пробудет в колонии два года и шесть месяцев. Выйти на свободу он должен в конце июля — начале августа 2023 года.
Оппозиционер получил условный срок по делу «Ив Роше» еще в 2014 году. По правилам осуждения он должен был отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции, однако, как утверждала ФСИН, несколько раз не делал этого. В итоге служба попросила суд заменить Навальному условный срок на реальный, суд удовлетворил ходатайство.