В Польше заявили о новых аудиозаписях в деле о крушении Ту-154 президента
Глава польской комиссии, расследующей авиакатастрофу под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, заявил, что в распоряжении комиссии оказались новые свидетельства того, что диспетчеры аэропорта могли ввести экипаж в заблуждение. Об этом Вацлав Берчиньский заявил в эфире Польского телевидения (TVP).
По его словам, в распоряжение комиссии попали записи разговоров в башне контроля полетов в аэропорту Смоленска. Они, по мнению Берчиньского, указывают на то, что диспетчеры могли передать экипажу неверную информацию.
«У нас есть записи. Они отличаются от того, чем мы располагали ранее. Также они отличаются от записей с вышки и самолета, которые у нас есть. Имеется явное противоречие», — заявил Берчиньский.
Он не уточнил, каким путем комиссия получила записи переговоров диспетчеров на вышке, однако добавил, что до сих пор у комиссии была запись переговоров между экипажем и вышкой. «Новые записи — непосредственно с вышки. Они находятся в противоречии с теми, которые мы до сих пор слышали», — пояснил Берчиньский.
Чиновник утверждает, что диспетчеры могли передать экипажу неверную информацию о расстоянии до взлетно-посадочной полосы, что могло повлиять на ход посадки и последующую катастрофу.
Самолет Ту-154М, на борту которого находились президент Польши Лех Качиньский с супругой, а также представители высшего военного командования и высокопоставленные чиновники, разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском. В результате крушения погибли 96 человек.
Расследованием причин авиакатастрофы занимался Международный авиационный комитет (МАК). В январе 2011 года он опубликовал доклад о расследовании авиакатастрофы, в котором главными виновниками случившегося названы пилоты, отказавшиеся уйти на запасной аэродром. При этом эксперты МАК пришли к выводу, что пилоты действовали под давлением, которое на них оказывали находившиеся на борту польские чиновники, в частности главком ВВС Польши Анджей Бласик.
В мае 2016 года глава Минобороны Польши Антоний Мачеревич заявил, что прежние власти Польши скрывали «истинные причины и ход событий» во время катастрофы. Мачеревич подчеркнул, что власти «скрывали ключевые документы», в том числе о последних этапах полета Ту-154М, и «дезинформировали общество». По словам министра, служба военной разведки и контрразведки не провела никакого анализа имеющейся информации о катастрофе под Смоленском.
В мае 2015 года Главная военная прокуратура Польши предъявила двум диспетчерам аэропорта Смоленска обвинения в причастности к крушению самолета президента Польши. Их посчитали виновными в «неумышленном доведении до авиакатастрофы». Прокуроры посчитали, что «в случае плохой погоды российская сторона обязана была передать Ту-154 в другой аэропорт».
Следственный комитет РФ категорически отверг обвинения в адрес российских авиадиспетчеров аэропорта Смоленска, работавших в день катастрофы. В СКР заявили, что российские диспетчеры, работавшие в аэропорту Смоленск в день крушения самолета президента Польши, действовали в точном соответствии с инструкциями и с международными нормами.
В марте 2016 года Окружной суд Варшавы начал рассмотрение дела пяти польских чиновников, обвиняемых в невыполнении служебных обязанностей во время организации полета в Смоленск. Перед судом предстали бывший глава канцелярии премьер-министра Томаш Арабский, два сотрудника этой канцелярии и два дипломата из посольства Польши в Москве.