«Вызов другой стороне». Зарубежные СМИ о переговорах России и Украины

The New York Times (США)
Конкурирующие предложения Киева и Москвы — это последний случай, когда и Россия, и Украина пытаются позиционировать себя как сторонников мира на фоне усилий Трампа по прекращению войны. <...>
Визит европейских лидеров в Киев, который начался с чествования памяти тысяч погибших украинских солдат, состоялся через день после празднования Россией 80-й годовщины победы союзников над нацистской Германией во Второй мировой войне. На этом празднике Владимир Путин приветствовал председателя КНР Си Цзиньпина и других иностранных высокопоставленных лиц, прибывших в Москву на военный парад, призванный продемонстрировать мощь России и стремление Путина перестроить мировой порядок на своих условиях.
Эти два события продемонстрировали как меняющиеся контуры войны в Украине, так и более широкие геополитические сдвиги, происходящие с момента вступления Трампа в должность. Всего за несколько месяцев Трамп изменил основные принципы внешней политики США и руководит ослаблением трансатлантических связей, которые помогли Европе встать на путь мира после потрясений Второй мировой. В настоящее время Украина оказалась между набирающей силу Россией, которую поддерживают Китай, Северная Корея и Иран, и Европой, пытающейся заполнить пустоту, оставленную Соединенными Штатами.
Политолог Хамит Эмрах Бериш для A Haber (Турция)
В целом Путин дал понять, что будет придерживаться своего прежнего подхода по Украине, принуждая ее к миру и не идя на уступки. Здесь очень важен акцент, сделанный на Турции. Я думаю, что в ситуации, когда обсуждаются такие международные многоплановые вопросы, очень важно, что было упомянуто посредничество одной конкретной страны и названа именно Турция. <...>
Турция держит открытыми каналы [коммуникации] и двери для диалога. Вполне возможно, что здесь Турция придерживается реалистичной политики. Стороны должны прийти к разумным решениям. Можно сказать, что Путин доверяет посредничеству Турции на данном этапе. Наш президент придерживается всех тех позиций, которые он озвучивал с самого начала.
Le Monde (Франция)
Если прекращение огня вступит в силу, то гипотетически оно будет сопровождаться «мониторингом, осуществляемым в основном США», в котором «будут участвовать все европейцы», заявлял Макрон. Такой подход мог бы успокоить украинские власти, даже если Вашингтон пока не сделал заявления по этому поводу. Киев не желает слышать о прекращении огня под надзором Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членом которой остается Россия, как это было в рамках Минских соглашений. Ближайшие несколько часов покажут, является ли европейская инициатива блефом, ловким шагом или просто пиар-ходом.
Süddeutsche Zeitung (Германия)
Новый канцлер Германии Фридрих Мерц вместе с коллегами [президентом Франции Эмманюэлем] Макроном, [премьером Великобритании Киром] Стармером и [премьером Польши] Дональдом Туском посетили президента Украины Зеленского. В промежутке они позвонили Трампу. Однако Кремль отреагировал на призыв к прекращению огня весьма негативно. Вместо этого Владимир Путин выдвинул встречное предложение — возобновить прямые переговоры без предварительных условий. При этом он не стал напрямую отвечать на требование о 30-дневном прекращении огня. <…>
На случай если Путин не примет предложение о прекращении огня, европейцы угрожают ему новыми санкциями, детали которых пока неизвестны. Кроме того, европейцы хотят продолжить военные поставки Киеву.
Но пока неясно, передаст ли Германия [дальнобойные] крылатые ракеты TAURUS, против поставок которых всегда выступал бывший канцлер Олаф Шольц. Мерц заявил, что обсудит этот вопрос с кабмином и скоординирует действия со своими союзниками. Однако Мерц не хочет делать публичной какую-либо дополнительную информацию об отдельных системах вооружения. Список военной техники, которую Германия поставляет Украине, больше не будет публиковаться пресс-службой правительства.
Neue Zürcher Zeitung (Швейцария)
Предложение Путина [восстановить прямые переговоры] выгодно России во многих отношениях и бросает вызов другой стороне, особенно Соединенным Штатам, которые уже несколько месяцев настаивают на немедленном перемирии. Но поскольку американцы, а теперь еще и европейцы с украинцами, также призывают к началу прямых переговоров, это тоже звучит как уступка.
Привязка к переговорному процессу в Стамбуле означает не только то, что американцы и особенно европейцы с их неприемлемыми для России позициями не будут присутствовать за столом переговоров. Это также означает, что Украине придется согласиться на мир, который будет равносилен капитуляции. Среди прочего ей пришлось бы резко сократить свои вооруженные силы, объявить нейтралитет и отказаться от вступления в НАТО, предоставить особые права русскоязычному населению («денацификация») и отказаться от территорий, завоеванных Россией. Тогда в ходе переговоров так и не был достигнут результат относительно предоставления гарантий безопасности, тем более что Россия потребовала своего голоса.
<...> Неясно, что именно Кремль имеет в виду, когда говорит о том, что принимает во внимание произошедшие с тех пор события, которые, по словам помощника Путина Юрия Ушакова, должны сыграть роль в возобновлении переговоров. Предполагается, что речь идет о требовании официально признать за Россией все занятые ей территории.
Rzeczpospolita (Польша)
Речь Владимира Путина прозвучала примерно через десять часов после того, как в Киеве был объявлен призыв к 30-дневному прекращению огня. Киевская сторона отметила: если Москва не согласится, то ей грозят новые санкции, включая дальнейшие ограничения в энергетическом и банковском секторах.
В пятницу пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил ABC News, что у России есть свои требования. Он отметил, что для объявления временного прекращения огня необходимо приостановить военную помощь Запада Украине. Путин в своем выступлении при этом не отреагировал на призыв Киева установить 30-дневный режим прекращения огня.
Associated Press (США)
Президент России Владимир Путин в своем выступлении в СМИ сегодня ночью фактически отверг предложение [Украины и «коалиции желающих»] о прекращении огня и предложил возобновить прямые переговоры с Украиной в Стамбуле 15 мая «без предварительных условий». Он сказал, что в ходе переговоров может быть достигнута договоренность о прекращении огня. Встречное предложение Путина прозвучало после того, как лидеры четырех крупнейших европейских стран пригрозили усилить давление на Москву, если она не согласится на безусловное 30-дневное прекращение огня в Украине, которое они предложили в субботу в знак единства с Киевом. <...>
Прогресс в деле прекращения трехлетней войны казался иллюзорным в течение нескольких месяцев после возвращения Трампа в Белый дом, а его предыдущие заявления о неизбежных прорывах не оправдались. Ранее Трамп настаивал на том, чтобы Украина уступила территории России для прекращения войны, угрожая выйти [из переговорного процесса], если сделка окажется слишком труднодостижимой.
«Страна» (Украина)
Из Европы уже идут заявления, в которых не поддерживается предложение Путина. Но дальнейшее развитие событий определят не они и даже не реакция украинских властей (которая, скорее всего, будет также негативной), а позиция США. Потому что без согласования с Вашингтоном на какие-либо жесткие действия европейцы не пойдут.
Al Jazeera (Катар)
Россия, по словам Путина, предложила несколько вариантов прекращения огня, включая мораторий на нанесение ударов по энергетическим объектам, пасхальное перемирие и недавнее 72-часовое перемирие во время празднования 80-летия победы во Второй мировой войне, но обвинила Украину в неоднократном нарушении перемирия. По его словам, во время майского перемирия Украина атаковала Россию 524 беспилотниками с воздуха, 45 беспилотниками с моря, несколькими западными ракетами, а Россия отразила пять атак на российские регионы. Украина также обвинила Россию в неоднократном нарушении своего собственного режима прекращения огня.
Анатоль Ливен, директор программы Евразии в Институте ответственного государственного управления, сказал «Аль-Джазире», что обе стороны пытаются обвинить друг друга в неспособности договориться о прекращении огня на фоне давления со стороны Трампа, требующего прекращения конфликта. «Трамп пригрозил выйти из мирного процесса, если в ближайшее время не будет достигнуто какое-то урегулирование или соглашение о прекращении огня. И вопрос в том, кого он винит в этом провале? Если он будет больше винить русских, то помощь США Украине будет продолжаться в полном объеме, а санкции, которыми он угрожал, будут усилены, — говорит Ливен. — Если же он будет больше обвинять Украину, то, как он уже однажды сделал, он приостановит американскую помощь и помощь разведке Украине, и это, конечно, резко ослабит военные позиции Украины и усилит позиции России. Таким образом, обе стороны маневрируют, пытаясь переложить вину за любую неудачу на другую сторону».