Зачем Путин разрешил направить на Украину добровольцев с Ближнего Востока
И как их участие в боевых действиях может быть реализовано на практике *О чем Шойгу попросил Путина
11 марта президент России Владимир Путин провел совещание с постоянными членами Совета безопасности, в ходе которого министр обороны Сергей Шойгу выступил с несколькими предложениями и попросил Путина их одобрить.
Среди них был вопрос об «огромном количестве» добровольцев из разных стран, которые, по словам Шойгу, хотели бы приехать в Луганскую и Донецкую народные республики для участия в «освободительном движении». Самое большое количество — из стран Ближнего Востока: уже более 16 тыс. заявок, доложил Шойгу. «И здесь, конечно, мы считаем правильным положительно отреагировать на запросы, тем более что эти запросы не за деньги, а по истинному желанию этих людей. Многих из них мы знаем, они помогали в борьбе с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. — РБК) в самое сложное время, в последние десять лет», — сказал Шойгу.
В ответ Путин заявил, что «западные спонсоры Украины» и «украинского режима» не скрывают, что идет сбор наемников со всего мира и отправка их на Украину. «Они это делают в открытую, пренебрегая всякими нормами международного права», — подчеркнул Путин. Поэтому, если есть люди, которые хотят на добровольной основе, «не за деньги» приехать и оказать помощь людям, проживающим в Донбассе, «надо пойти им навстречу и помочь им перебраться в зону боевых действий», заключил президент.
О чем еще просил Шойгу президента
Шойгу также предложил «для обеспечения более высокой боеспособности милиции ЛНР и ДНР» передать им на вооружение средства противовоздушной обороны — в частности, ПЗРК и противотанковые ракетные комплексы, а также захваченные у украинцев танки, бронемашины и «все виды стрелкового оружия», артиллерию, комплексы Javelin и Stinger. Путин это предложение одобрил.
Еще один вопрос касался усиления западных рубежей России «новыми, современными комплексами» и путем перемещения на границы боевых частей. По словам Шойгу, это нужно сделать в ответ на те меры, которые принимает Запад по усилению своих сил у российских западных границ. Вопрос усиления западных рубежей России требует отдельного рассмотрения, ответил на это президент и попросил Шойгу подготовить отдельный доклад. «По результатам его обсуждения в ближайшем будущем и примем соответствующее решение», — подытожил Путин.
Как участие добровольцев может быть реализовано на практике
Скорее всего, речь идет о привлечении сирийских нерегулярных формирований, «которые воевали на стороне Башара Асада в Сирии, а также в Ливии на стороне Халифы Хафтара и чей статус пока не был урегулирован», считает эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.
«Так как было заявлено все-таки о добровольцах, скорее всего, участие сирийской регулярной армии не подразумевается — в частности, потому что непонятно, как сирийский военный, который давал присягу, может стать добровольцем на войне в другой стране», — отмечает эксперт. При этом Семенов сомневается, что в число этих добровольцев могут попасть иранские прокси, например «Хезболла» и другие организации. По замечанию Семенова, пока нет ответов на некоторые вопросы — например, какие есть основания для привлечения этих добровольцев, если в российской армии они служить не могут, а ЧВК по российскому законодательству запрещены. Эксперт добавляет, что опыт взаимодействия сирийских нерегулярных формирований и комбатантов из республик Донбасса есть: они уже встречались в Сирии и Ливии.
Вероятно, приглашение добровольцев с Ближнего Востока воевать на Украине на российской стороне — это ответная мера на инициативы по привлечению наемников из стран НАТО, отметил в разговоре с РБК глава компании «РСБ-Групп» Олег Криницын. Если предположить, что добровольцы поедут из Сирии, то не совсем понятно, как на практике будет реализовано их участие в спецоперации, считает он.
Во-первых, неясно, как будет преодолеваться языковой барьер: кому и как они будут подчиняться, кто станет их координировать, как будут понимать русскую речь и тем более суржик, говорит Криницын. В рамках сирийской кампании были переводчики, напоминает он. Но в реальном бою, пока ты объяснишь команду переводчику, а он — дальше, теряется тактическое превосходство, добавил глава «РСБ-Групп». «Нельзя просто приехать и начать воевать. Должна быть боевая слаженность, единое командование, действия должны быть согласованы и отточены», — пояснил Криницын РБК.
Второй момент — это климатические условия, к которым совершенно не приспособлены арабы, живущие круглый год при плюсовой температуре. В-третьих, непонятно, кто будет решать вопрос их медицинского обеспечения, питания, боеприпасов и оружия. В-четвертых, религиозные аспекты: свинину арабы не едят, на время молитвы работа прекращается, этого никто не учитывает, подчеркивает собеседник РБК. «Ну и в-пятых — мотивация: деньги или по убеждению. Понятно, почему в свое время русские добровольно ездили воевать в Сербию и Донбасс — за братьев-славян. Но почему 16 тыс. арабов решили поехать добровольцами на Украину — вопрос пока открытый», — считает Криницын.
По данным Криницына, западные наемники получают как минимум от $300 до $500 в сутки, а в зоне активных боевых действий — и по $1 тыс. в сутки.
Как добровольцы оказываются на Украине
27 февраля президент Украины Владимир Зеленский объявил о формировании в стране иностранного легиона. Все, кто хочет, могут приехать и «встать бок о бок» с украинцами, сказал он. Закон, разрешающий иностранцам служить в вооруженных силах Украины и силах территориальной обороны, был принят в 2016 году при президенте Петре Порошенко. Добровольцы будут включены в Интернациональный легион территориальной обороны Украины.
6 марта украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сообщил, что воевать на стороне Украины хотят опытные ветераны и добровольцы из 52 стран мира. «Мы их не нанимали, не стимулируем ничем. Это их желание воевать на стороне добра. Общее количество заявок приближается к 20 тыс.», — сказал министр. Иностранцы записываются в легион в дипломатических представительствах Украины, для них введен безвизовый режим въезда в страну.
По данным Львовской облгосадминистрации на 8 марта, вступить в ряды интернационального легиона изъявили желание более 20 тыс. человек из 80 стран мира. Сообщается о желающих воевать добровольцах из Польши, Нидерландов, Швеции, Дании, Великобритании, Латвии, Литвы и многих других государств. В частности, по данным посольства Украины в США, заявки на вступление в интернациональный легион подали более 3 тыс. американцев.
Некоторые западные политики призвали своих соотечественников помочь Украине. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен 27 февраля заявила, что волонтеры могут принимать любое решение, какое хотят, относительно своего участия в боевых действиях. Парламент Латвии 28 февраля принял специальный закон, который позволяет гражданам страны воевать на Украине. Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс в эфире Би-би-си сказала, что поддержит участие добровольцев в военных действиях на стороне Украины. Это заявление вызвало шквал критики, в том числе со стороны однопартийцев-консерваторов, пишет The Guardian. Слова министра контрастировали с заявлением на сайте британского МИДа, где говорится, что те, кто отправится на Украину, для того чтобы воевать или оказывать другую помощь участникам конфликта, могут быть подвергнуты уголовному преследованию. Согласно действующему до сих пор закону 1870 года, вступать в ряды иностранной армии — незаконно, если страна находится в состоянии мира с Великобританией.
Агентство Reuters опросило 20 добровольцев из западных стран, отправившихся на Украину. По рассказам некоторых из них, с украинской стороны есть трудности в приеме, выдаче необходимого оборудования и дальнейшей отправке на фронт.
В соответствии со ст. 47 дополнительного протокола к Женевским конвенциям, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, наемники не имеют права на статус комбатанта или военнопленного.