В партии Прохорова произошел раскол между его сторонниками и противниками
Экстренно и внепланово
Руководитель «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов созвал в среду экстренную пресс-конференцию, посвященную «ситуации на правом либеральном фланге». «Мы шли в партию как системная оппозиция, то есть не та, которая ходит на митинги и революции. Мы шли за то, чтобы создавать и влиять на повестку. Мы шли за гражданский мир. Мы шли за человека. На сегодняшний день уже год мы не получаем ни одного политического заявления от основателя партии [Михаила] Прохорова», – заявил Шайхутдинов на пресс-конференции. В политике без заявлений нельзя, добавил он, уточнив, что потребует от Прохорова заявить о своих позициях.
Прохоров и нынешнее руководство партии во главе с Шайхутдиновым еще год назад резко разошлись по украинскому вопросу. «Гражданская платформа» высказалась в поддержку присоединения Крыма к России, а ряд региональных организаций выступили с осуждением члена федерального гражданского комитета партии (ФГК) Андрея Макаревича за его проукраинскую позицию. При этом Прохоров не стал высказываться по территориальному вопросу или по введению санкций в отношении России. Шайхутдинов ранее неоднократно говорил РБК, что посещение некоторыми членами руководства партии, в частности Ириной Прохоровой и Макаревичем, антивоенных митингов внесистемной оппозиции противоречит праволиберальному курсу «Гражданской платформы».
Основателю партии ее нынешний руководитель поставил также на вид тот факт, что Прохоров уже год не поддерживает финансово «Гражданскую платформу». По его словам, партию финансируют 11 компаний – все они работают в России.
«Либо он поддержит своих людей, Макаревича, например, либо останется с нами», – поставил вопрос о том, останется ли Прохоров в партии, Шайхутдинов. «Никакого раскола нет», – добавил, однако, он. На вопрос РБК, что он намерен предпринять, если Прохоров поддержит Макаревича и останется в партии, Шайхутдинов сказал: «Мы соберем съезд и рассмотрим вопрос об исключении некоторых членов ФГК». При этом он признал, что по уставу только большинство в гражданском комитете может исключить своего члена. ФГК считается консультативным органом при «Гражданской платформе» – его члены не имеют партбилета, – но часть членов ФГК входит и в руководящий орган партии – федеральный политический комитет (ФПК). «Чистка» может коснуться ФПК – Шайхутдинов заметил, что политическая позиция лидера калининградского отделения партии, депутата областного заксобрания Соломона Гинзбурга не позволяет ему остаться в партии. Гинзбург – один из восьми членов политкомитета и занимает наиболее резкую по отношению к руководителю партии позицию.
Выступить перед журналистами Шайхутдинов решил за несколько дней до внепланового заседания ФГК, которое в пятницу собирает Прохоров. Прохоров ставит на обсуждение единоличный стиль руководства Шайхутдинова и его решения, которые, как он считает, противоречат идеологии партии, в частности об участии партии в проправительственном шествии «Антимайдан». На этой акции часть митингующих несла плакаты с изображением Макаревича. «Участие в подобных мероприятиях имеет мало общего с той идеологией «Гражданской платформы», которая изначально была основой партии, объединившей миллионы людей», – написал бизнесмен в своем блоге.
Позже, 25–27 февраля, на межрегиональной конференции «Гражданской платформы» в Новосибирске в отсутствие Прохорова и большинства представителей региональных отделений Шайхутдинов вынес на обсуждение вопрос об исключении Макаревича, рассказал источник РБК в партии, присутствовавший на конференции. По его словам, обсуждался также вопрос разработки механизмов, которые позволили бы исключать членов ФГК (сейчас члена ФГК можно исключить только большинством голосов людей, входящих в этот комитет). По итогам встречи в Новосибирске была принята резолюция с осуждением Макаревича, чьи действия, как считают ее авторы, «наносят имиджевый и репутационный ущерб партии» и негативно влияют на ее электоральные рейтинги. Участники конференции также провозгласили, что «Гражданская платформа» поддерживает «внешнеполитический курс руководства страны».
Среди участников конференции помимо Шайхутдинова числились члены ФПК Александр Любимов, Сергей Милицкий и Анна Терешкова, однако Любимов заявил РБК, что резолюция принималась без его участия и он не согласен с ней.
Трения между бывшим и действующим руководителями партии начались еще прошлым летом, почти сразу, когда Прохоров и его сестра Ирина объявили, что покидают руководящие посты партии, рассказывают РБК несколько источников в ФПК. Полгода назад Прохоров объявил, что отстраняется от непосредственного руководства партией для того, чтобы написать экономическую платформу для «Гражданской платформы». Шайхутдинов, как тогда было объявлено, должен был заняться координацией работы в регионах и непосредственным руководством партструктурой. Однако Шайхутдинов написал собственную экономическую платформу, которая теперь опубликована на сайте партии, и большинство ее тезисов противоречат предложениям Прохорова.
Мириться или ссориться
По словам источника, близкого к руководству партии, Прохоров сейчас рассматривает два сценария выхода из конфликта: либо он попытается нивелировать конфликт хотя бы до сентябрьских региональных выборов, либо объявит о выходе из партии вместе со своими сторонниками. Прохоров склоняется к первому варианту, говорит источник РБК в политсовете партии. «Мы имеем массу возможностей выйти из этого кризиса, я думаю, так как наши органы коллегиальные, решение мы будем способны выработать в пятницу», – заявила РБК юрист партии, секретарь ФПК Ксения Зеленцова.
Часть членов гражданского комитета, считающихся близкими к Прохорову, готова как к компромиссу, так и к постановке вопроса об отставке Шайхутдинова. Артист Леонид Ярмольник сказал РБК, что «Гражданская платформа» не должна стать «еще одной партией-подпевалой, как КПРФ или ЛДПР». «Надеюсь, на заседании ФГК дело не дойдет до голосования по исключению Макаревича из партии. Но если это случится, я тоже уйду. Мне неинтересна партия, если она будет поддерживать точку зрения, как у «Единой России», – говорит Ярмольник. По его словам, если в партии произойдет раскол, то он поддержит позицию основателя партии Прохорова.
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман сообщил РБК, что он определится со своим мнением и участием в ФГК 13 марта. «Пока что для меня ничего не происходит, потому что мы еще не встречались после событий вокруг Макаревича. Я посмотрю в пятницу, как поведет себя комитет, поговорю с Прохоровым, Любимовым, Шайхутдиновым, посмотрю им в глаза и сразу все пойму. Пока комментировать нечего», – заявил Ройзман.
Резкую позицию по отношению к Шайхутдинову занял Гинзбург. Его отделение вместе с саратовским и петербургским наиболее критично настроены против нынешнего руководителя партии. Поскольку Шайхутдинов был рекомендован Прохоровым на пост председателя федерального политкомитета партии, то Прохоров же может рекомендовать его с этой должности снять, считает Гинзбург. Сам он будет выступать за это решение: «С Рифатом при всей его личной обаятельности мне дискутировать не о чем после его заявлений о необходимости восстановления в стране конституционной монархии, обещаний после революционеров разобраться с олигархами и обвинений меня в том, что я инициирую сепаратистские настроения в Калининграде».
На заседании ФГК Гинзбург будет предлагать Прохорову вернуться на пост председателя политкомитета, а его сестре – вновь стать председателем гражданского комитета. Если Прохоров откажется, у депутата есть две кандидатуры, которые он считает оптимальными для политруководства – Зеленцова и Любимов. Зеленцова подтвердила, что Гинзбург говорил с ней об этом, но от дальнейших комментариев отказалась.
Аппаратная борьба в «Гражданской платформе» будет сложной, считает политолог Александр Кынев: в партии реальные полномочия есть у ФПК из восьми человек, и в нынешнем виде этот орган контролируется бывшими прокремлевскими технологами. «Но там есть и сам Прохоров, Любимов, вполне либеральные Анна Терешкова и Гинзбург. То есть при наличии политической воли Прохорова все странные инициативы Шайхутдинова можно отменить и дезавуировать все скандальные заявления, имеющие скорее национал-патриотический характер», – объясняет Кынев. Однако, по его словам, если сейчас провести съезд партии, то там может быть непонятное большинство, так как на местах многие организации в руках близких к группе Шайхутдинова технологов. «Поэтому по логике надо вначале менять руководство исполкома, затем проводить санацию региональных отделений и затем съезд. Если этого не происходит, значит, просто нет серьезного желания все это делать и тихое умирание партии всех устраивает», – подытоживает политолог.