В СПЧ проверят сообщения о пытках подозреваемых в убийстве Немцова
Такое письмо, как рассказал Бабушкин РБК, он направил на имя главы СПЧ Михаила Федотова. Теперь же совет должен принять решение и перенаправить его в прокуратуру и Следственный комитет с требованием разобраться в ситуации.
Во вторник Бабушкин посетил в СИЗО «Лефортово» троих фигурантов дела – Заура Дадаева и братьев Шагида и Анзора Губашевых. Все они пока находятся на карантине и содержатся в одиночных камерах, отметил правозащитник. Потом их переведут в общие камеры.
«Я не могу давать окончательную оценку, но меня насторожило несколько вещей. Это телесные повреждение: следы на запястьях, ссадины на ногах у Дадаева и на носу у Губашева. Все трое рассказывали, что их сильно избивали», – сообщил Бабушкин.
Братья Губашевы рассказали правозащитнику, что в правоохранительные органы они приехали сами, после того как узнали, что их брата Дадаева задержали сотрудники наркоконтроля. «Вероятно, модель поведения людей, причастных к убийству, была бы другой», – предполагает Бабушкин.
Дадаев же заявил, что отказывается от признательных показаний, которые дал сразу же после задержания, отметил правозащитник. Дадаев рассказывал, что вместе с ним задержали подчиненного, некого Руслана Юсупова, и он признал вину, чтобы товарища отпустили. «Мы устанавливаем, кто этот Руслан», – отметил Бабушкин.
Сейчас, по словам собеседника агентства, отношение к арестантам в СИЗО хорошее, все они получают нормальное питание.
В воскресенье, 8 марта, Басманный суд столицы выдал санкции на арест пяти предполагаемых соучастников убийства Немцова: лейтенанта дислоцированного в Грозном чеченского батальона «Север» Заура Дадаева, братьев Шагида и Анзора Губашевых, а также Темерлан Эскерханова и Хамзат Бахаев. Все они, кроме Дадаева, уже долгое время жили и работали в Москве и Подмосковье. На заседании суда стало известно, что Эскерханов работает охранником ночного клуба и имеет шестерых детей. Многодетным отцом также является и Бахаев.
На заседании суда стало известно, что Дадаев дал признательные показания и сообщил, что убийство политика было спланировано по причине «оскорбления ислама».
Борис Немцов был убит поздно вечером на 27 февраля на Москворецком мосту, когда возвращался домой вместе со своей спутницей Анной Дурицкой. Киллер сделал в него серию выстрелов, а затем скрылся, предположительно, на автомобиле ZAZ Chance серого цвета.
Член СПЧ Игорь Каляпин, руководитель общественной организации «Комитет против пыток», сообщил РБК, что поддержит письмо Бабушкина и надеется, что такая же реакция будет и у его коллег в совете. «Во вторник Бабушкин при посещении арестантов обнаружил то, что на юридическом языке называется признаки преступления. Он просто обязан об этом сообщить в правоохранительные органы», – считает Каляпин. Но о применении к задержанным пыток говорить пока рано, уверен собеседник агентства.
«У Дадаева и Губашева есть следы применения к ним физической силы. Но Следственный комитет должен провести проверку и установить, законно к ним применялась эта сила или нет», – заявил Каляпин и предположил, что арестанты могли, например, оказывать сопротивление при задержании.
Письмо от СПЧ нужно для того, чтобы правоохранительные органы более тщательно проводили проверки, так как частные заявления правозащитников они могут проигнорировать, объясняет Каляпин.