Суд арестовал художника Павленского за поджог дверей ФСБ
Таганский суд столицы во вторник поместил под арест художника Петра Павленского. Причиной стала его последняя акция «Угроза», во время которой он поджег дверь здания ФСБ на Лубянке. Журналисты и друзья художника дежурили в суде с утра, но заседание началось только под вечер.
«Я — художник»
В зал под усиленным конвоем люди в масках завели худого Павленского.
Он выглядел бодро и заявил журналистам, что у него нет никаких жалоб на содержание. До начала процесса сидя в клетке для подсудимых, он по-дружески беседовал с бывшей участницей группы Pussy Riot Надеждой Толоконниковой. Между делом Павленский рассказал, что накануне к нему уже приходили три сотрудника спецслужб, угрожали привлечь к ответственности по более тяжкой статье «покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов» и предлагали подписать какую-то бумагу. «Вероятно, они хотели получить чистосердечное признание», — рассказывал Павленский, отметив, что подписывать он ничего не стал.
Наконец в зал вышла судья Марина Орлова и сверила личные данные, согласно которым Павленский имеет неоконченное высшее образование (ушел с пятого курса института), не женат, но является отцом двух малолетних детей.
«Вы трудоустроены?» — спросила судья.
«Я — художник», — ответил Павленский и попросил дать ему слово для заявления.
«Я требую, чтобы мне предъявили обвинение в терроризме», — обратился Павленский к судье. Он заявил, что совершил свою акцию из-за того, что осуждает ФСБ за сфабрикованные уголовные дела так называемых террористов. «Люди поджигали урны, а их обвинили в терроризме. По этой логике и мне нужно предъявить это обвинение», — пояснял художник.
Сейчас он подозревается в вандализме по мотивам идеологической ненависти (ч.2 ст.214 Уголовного кодекса). Согласно материалам дела, в час ночи 9 октября он облил бензином и поджег дверь подъезда №1 здания ФСБ.
«Мне очень нравится формулировка, что я испытывал ненависть, но какие еще чувства можно испытывать к этой организации, любовь?» — выступал Павленский.
Право на творчество
На аресте Павленского в суде настаивал следователь, он отмечал, что Павленский уже привлекался к уголовной ответственности по статье «вандализм» за другую свою акцию, «Свобода»: в феврале 2014 года в Санкт-Петербурге он поджег автомобильные покрышки на Малом Конюшенном мосту возле храма Спаса на Крови.
Павленский отказался от амнистии, и сейчас в мировом суде в Петербурге идет судебный процесс. Приехав же в Москву, Павленский нарушил подписку о невыезде, взятую по первому делу, отмечал следователь.
Адвокат подозреваемого Ольга Чавдар просила суд отправить ее доверителя под домашний арест, чтобы он мог ухаживать за своими маленькими детьми, или избрать залог в размере 1 млн руб. Также, по мнению адвоката, может быть достаточно и избрания подписки о невыезде.
«Павленский добровольно сдался властям как основным ценителям его акции», — выступала адвокат.
Отдельно адвокат указывала, что действия Павленского нельзя квалифицировать по статьям Уголовного кодекса, так как они были частью его творчества и к тому же не причинили никому никакого вреда. «Для художника неприемлема никакая квалификация. Он пропагандирует в своих акциях право на свободу творчества и мысли, право на самореализацию, — выступала Чавдар. — Он никогда не призывал ни к какой ненависти или экстремизму».
Сам Павленский отказался выступать в суде до тех пор, пока его действия не переквалифицируют на терроризм.