Эксперты Кудрина рассказали о кризисе и «фрустрации» большинства партий
Партийный кризис
После выборов 2016 года большинство российских партий оказалось в тяжелом положении, без человеческих, финансовых и эмоциональных ресурсов, и погрузилось в «психологическую и организационную фрустрацию». Поэтому сейчас «Единая Россия» смотрится на этом фоне как информационный монополист. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) экс-министра финансов Алексея Кудрина. Доклад КГИ «Особенности предварительного отбора партиями кандидатов на российских выборах 2017 года», подготовленный экспертной группой под руководством Александра Кынева, есть в распоряжении РБК.
Партия власти широко осветила свое предварительное внутрипартийное голосование. В связи с этим праймериз «Единой России» стали самым главным событием в начале избирательной кампании 2017 года, считают эксперты. При этом у процедуры праймериз в «Единой России» есть и определенные риски: в некоторых регионах партия предпочла выдвинуть «более удобных, но более слабых» кандидатов и это может серьезно сократить ее электоральные возможности, говорится в докладе. Кроме того, праймериз показали внутренние противоречия в партии: «Сама «Единая Россия» во многих регионах не является партией в традиционном понимании этого слова, а широким и пестрым ситуативным конгломератом различных элитных групп и персоналий, взгляды которых на многие вопросы диаметрально расходятся».
Другие партии, и это один из признаков их кризисного положения, отказались проводить праймериз. Речь идет о КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», «Яблоке» и некоторых других. «Никаких голосований с участием беспартийных избирателей ими не проводилось, а выдвигаемые инициативы носили скорее PR-характер и на практике фактически не влияли на процесс формирования списков кандидатов», — говорится в докладе. Только на московских муниципальных выборах партии предлагают избирателям массово поучаствовать в отборе кандидатов, в других регионах такой активности почти нет.
В партиях с критикой не согласны. Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов заявил РБК, что в его партии праймериз прошли еще до предварительного голосования «Единой России», но «в другой форме». «Просто праймериз — это дорого, и не все партии готовы тратить на это миллионы, как «Единая Россия», — пояснил он. «В КПРФ и не предусмотрены праймериз, как в «Единой России», — сказал РБК глава московского отделения коммунистов Андрей Клычков. — Партия власти использует административный ресурс, здания школ, а мы не хотим и не имеем возможности пользоваться таким ресурсом, поэтому праймериз проводим в альтернативной форме [обсуждения списка кандидатов]».
Оппозиция против партий
Негативный контраст с «анабиозом» партий представляет активность оппозиции. Так, основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, объявив о своем участии в президентской кампании, вызвал «отток активистов из ряда формально существующих отделений политических партий», в частности из «Яблока» в Тверской и Томской областях. Ему также удалось провести массовые акции 26 марта и 12 июня.
«Формально к выборам сентября 2017 [года] кампания Навального не имеет отношения, однако может оказывать влияние на дополнительную политизацию ситуации в конкретных регионах, усиление общественно-политической активности как таковой, возможности вести к возникновению отдельных политических скандалов и повышая общий уровень политизации», — говорится в докладе. К такому же результату в некоторых регионах привела и работа отделений «Открытой России» Михаила Ходорковского, считают эксперты.
Российские партии действительно переживают кризис, отмечает политолог Николай Миронов: партии деградировали, они «теряют электорат и влияние, слабеют внутренне, из них вымываются кадры, уходят спонсоры». «Поле, оставшееся от партий, частично занимает «Единая Россия», частично — несистемная оппозиция, частично оно просто свободно», — пояснил он РБК. Негативное последствие думских выборов для партий переоценено, не соглашается политолог Аббас Галлямов: «Главные проблемы системной оппозиции связаны не с думскими выборами, а с Крымом. Обострение противостояния с внешним миром привело к консолидации ранее оппозиционных избирателей вокруг власти».
В начале июля социологи Левада-центра сообщили о резком росте популярности «Единой России» по сравнению с прошлым годом и об ухудшении рейтинга других партий. Эксперты объясняли, что это связано с застоем после кампании 2016 года.