Новые свидетели в деле Немцова отвели подозрения от Руслана Геремеева
Смена курса
После новых опросов свидетелей и других следственных действий у бригады по расследованию убийства Бориса Немцова уже нет достаточных оснований подозревать бывшего бойца чеченского батальона «Север» Руслана Геремеева в причастности к убийству, констатировал в беседе с корреспондентом РБК адвокат Дадаева Шамсудин Цакаев. С ним согласен представитель защиты другого обвиняемого по делу об убийстве Немцова.
В мае в следственной группе произошли серьезные изменения: руководитель группы генерал Игорь Краснов ушел на повышение — он возглавил новое подразделение в СКР. А расследование резонансного убийства взял на себя следователь Николай Тутевич.
После этого в деле появились новые свидетели обвинения, а также стало известно еще об одном предполагаемом фигуранте — водителе Геремеева Абдурахмане Мухудинове по прозвищу Русик.
В июне следователи провели в один день две очные ставки Дадаева с новыми свидетелями, рассказал РБК источник, близкий к ходу расследования.
На одной из них новый свидетель — автодилер Артем Трапезин опознал Дадаева и заявил, что именно он еще осенью прошлого года лично покупал автомобиль ZAZ Chance в салоне «АвтоСтайл» и попросил оформить машину на его «заболевшего брата» по ксерокопии документа.
Эти показания противоречат первой версии следствия, которое вел Краснов: она свидетельствовала о причастности к делу чеченского офицера Руслана Геремеева, имевшего влиятельных родственников в политической элите республики.
Согласно первоначальным показаниям Дадаева (от которых он впоследствии отказался) пистолет ПМ и автомобиль ZAZ Chance, на котором киллер скрылся с места преступления, ему предоставил некий чеченец Русик, с которым он познакомился в январе в кафе «Чайхана» в торговом центре «Европейский». Отдельно Дадаев уточнял, что Русик ездил на автомобиле Mercedes ML с номером 007.
Про Mercedes ML с номером 007 рассказывал в своих показаниях и обвиняемый Темирлан Эскерханов: он говорил, что эта машина принадлежит Геремееву. Также Эскерханов указывал, что водителем автомобиля был именно Русик.
Из новых же показаний следует, что к приобретению киллером машины Геремеев отношения не имеет.
Роль Геремеева
Впервые фамилия Геремеева встречается в деле в показаниях Эскерханова, который рассказывал, что его с главным фигурантом дела, предполагаемым киллером Зауром Дадаевым, познакомил именно Геремеев, бывший сослуживец Дадаева по батальону «Север».
Согласно материалам дела (есть в распоряжении РБК) Дадаев жил на съемной квартире на улице Веерная, которую арендовал Геремеев. Сам же Геремеев жил в квартире, оформленной на его родственника Артура Геремеева, расположенной на той же улице.
Дадаев с Геремеевым вместе регулярно ездили в «Президент-Отель» и 1 марта улетели из Москвы в Грозный на одном самолете, подтверждает источник, знакомый с ходом расследования.
Следователи так и не смогли найти Геремеева и Мухудинова. Геремеев с апреля находился в оперативном розыске, следователи намеревались допросить его в качестве свидетеля.
«Следствие, безусловно, боится проводить самостоятельные действия в Чечне. Но еще с марта следователям хотелось бы пообщаться с Геремеевым и Мухудиновым», — рассказывает адвокат дочери погибшего Жанны Немцовой Вадим Прохоров. Адвокат заявил, что уверен в причастности обоих к преступлению. При этом Прохоров отмечает, что ни Геремеев ни Мухудинов не объявлены в федеральный розыск и им не предъявлено никаких обвинений.
«Я не удовлетворена скоростью расследования, все стоит на одном месте, — заявила РБК Жанна Немцова. — Убийство считаю политически мотивированным: мой отец был лидером оппозиции и одним из ключевых критиков Путина и его режима. На то, что всех причастных привлекут к ответственности, не надеюсь. Полностью поддерживаю заявление моего адвоката о необходимости международного контроля за расследованием. Думаю, что это будет реализовано, а я со своей сторону буду этому содействовать. Но надеюсь, что когда-нибудь, может, через много лет, мы узнаем всю правду».».
Прохоров уверен, что показания новых свидетелей не снимают подозрения с Геремеева.
Руководитель следственной группы Николай Тутевич отказался отвечать на вопросы РБК о том, будет ли он добиваться допроса Геремеева и останется ли тот в деле в качестве свидетеля.