В Госдуме предложили наказывать больницы и вузы за нецелевые расходы
Водоканалы и почта
Заместитель председателя комитета по безопасности единоросс Александр Хинштейн подготовил законопроект, вводящий уголовную ответственность за нецелевое расходование средств для всех получателей бюджетных денег. К ним относятся сотрудники бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий и других юридических лиц. Законопроект есть в распоряжении РБК. По словам Хинштейна, он внесет его в Думу в ближайшее время, когда получит все отзывы.
Действующая редакция ст.285.1 Уголовного кодекса (нецелевое расходование бюджетных средств) предполагает ответственность только для «должностного лица получателя бюджетных средств <...> утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов». Это определение неполно, считает Хинштейн. Под него не подпадают еще получатели субсидий и инвестиций из бюджета. Это тоже деньги из бюджета, но субсидии под статью УК по нецелевому расходованию не подпадают, объясняет он.
Под нынешнее определение в законе не подпадают вузы, медицинские и научные учреждения. «Речь идет не о сотнях, а о тысячах учреждений, начиная от «Почты России» и заканчивая МУПами водоканалов в регионах», — говорит депутат. Государство страдает от этого жонглирования терминами, сетует Хинштейн.
Круг субъектов преступления искусственно занижен, сказано в пояснительной записке к законопроекту. Согласно статистике Счетной палаты, которая приводится в записке, за последние три года признаки нецелевого использования средств субсидий установлены в отношении 17 федеральных государственных бюджетных учреждений (ФГБУ) на общую сумму 141,8 млн руб. Анализ правоприменительной практики показывает, что в последние годы снизилось число зарегистрированных преступлений по ст.285.1: если в 2010 году было зарегистрировано 157 таких преступлений, то в 2013 году — всего 45, в 2014 году — 31, гласит записка.
Кроме того, примечание в соответствующем разделе УК, где толкуется понятие должностных лиц, несущих ответственность за растраты, не включает в себя юрлиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, но получающих бюджетные инвестиции. Эту норму Хинштейн также предлагает исправить, распространив ответственность за растрату бюджетных средств на негосударственные организации, если они их получали.
Наказание по статье о расходовании средств Хинштейн менять не предлагает. Сейчас оно колеблется от штрафа в 100–300 тыс. руб. до лишения свободы на два года.
Поддержка суда
Депутат уже получил положительный отзыв Верховного суда на свой законопроект. «Учитывая то обстоятельство, что нецелевым использованием ассигнований (субсидий), предоставляемых из бюджета, интересам государства наносится значительный вред, проект федерального закона поддерживается», — следует из отзыва суда (есть в распоряжении РБК). По словам Хинштейна, он также провел устные консультации с представителями Минфина и Счетной палаты, и они также выразили поддержку.
Проблема, которую затронул Хинштейн, существует и стоит обсуждения, говорит зампредседателя комитета по безопасности Эрнест Валеев, однако с самим документом он пока не ознакомился.
Сейчас следствию довольно трудно на практике доказывать виновность соучастников чиновников, которые помогали как раз через различные ФГУПы осуществить хищение, говорит адвокат Алексей Михальчик. Конкретизация преступления поможет решить эту проблему, надеется юрист.
Уголовный кодекс и сейчас содержит достаточно составов, чтобы привлечь виновных за хищение бюджетных средств, не согласен адвокат Хасан-Али Бороков, защищавший экс-руководителя департамента имущественных отношений Минобороны Евгению Васильеву. «Какая разница, как назвать состав преступления, это не изменит саму ситуацию. Сейчас авторы инициативы предлагают бороться с последствиями хищений, а нужно — с самим механизмом», — говорит Бороков. По мнению юриста, сама система распределения бюджетных средств должна быть прозрачной и ответственные за распределение средств люди должны быть заинтересованы в том, чтобы средства направляли на те цели, на которые они были выделены.