Guardian рассказала, как агент КГБ завербовал сына и вел двойную жизнь

Бывший агент КГБ Петер Херрманн под кодовым именем «Наследник» рассказал The Guardian, как был завербован собственным отцом, Руди Херрманном, в 1974 году, в возрасте всего 16 лет.
Отец Петера был нелегалом. КГБ обучал граждан социалистического блока убедительно выдавать себя за жителей Запада, а затем отправляло за границу на задания. КГБ завербовал Херрманна-старшего в 1955 году, когда тот был 26-летним студентом Карлова университета в Праге. Спецслужба отправила его в Галле в Восточной Германии для изучения языка: американец должен был выдавать себя за немца.
В Галле у Руди завязался роман с его учительницей немецкого языка Инге; в КГБ решили, что оба могут быть отправлены за границу как пара.
В конце 1957 года Руди, Инге и их новорожденный сын Петер пересекли границу с Западной Германией, выдав себя за немцев с антикоммунистическими взглядами. Вскоре они получили паспорта в Западной Германии, а в феврале 1962 года семья переехала в Канаду.
Они поселились в пригороде Торонто и купили немецкий магазин-кулинарию неподалеку от штаб-квартиры Канадской телерадиовещательной корпорации CBC. В магазин стали приходить сотрудники CBC, с которыми Руди старался подружиться. Вскоре он устроился звукооператором на CBC и начал изучать кинопроизводство.
Родители отдала Петера в детский сад, а в 1963 году Инге родила второго сына, Майкла. Херрманны стали образцовой канадской семьей и в феврале 1967-го получили гражданство. Однако через некоторое время пришло радиосообщение от КГБ: им приказали готовиться к переезду в США.
Семья поселилась в Хартсдейле, к северу от Нью-Йорка. После переезда Руди подружился с сотрудниками IBM, чья штаб-квартира в Армонке находилась неподалеку. Ему поручили снимать фильмы для компании.
Личные встречи с кураторами из КГБ были редки и обычно проходили в третьих странах, чтобы не выследило ФБР. На одной из таких встреч Руди предложил завербовать своего сына.
Петер часто ездил с отцом в поездки. Руди во время путешествия в Перу в 1974 году решил открыться ему.
«Я не тот, кем вы меня считаете. Я не немец и мое имя не Руди. Я чех по имени Далибор Валушек. И я работаю на Советский Союз, на КГБ», — рассказал он. Свою миссию он описал как «достижение мира во всем мире».
«А мама знает?» — спросил Петер. «Она тоже агент КГБ», — ответил Руди сыну и спросил, хотел бы тот стать офицером разведки, как и он сам. Петер кивнул.
После разговора Руди написал своим кураторам, что сын согласился. Из Москвы пришел ответ: семья должна была летом того же года оправиться в Советский Союз, чтобы официально взять Петера в КГБ и начать его обучение.
Петер и Руди вылетели в Европу разными рейсами, договорившись встретиться в Дании через несколько дней. Инге полетела с младшим сыном в Испанию. Она отдала его в летний лагерь, а сама направилась в Москву. Из Копенгагена отец и сын через несколько дней добрались до Ленинграда на грузовом судне, а затем в Москву.
Там Петер начал подготовку. Его учили уходить от слежки и писать невидимыми чернилами.
«Либо ты должен смириться с этим и согласиться помочь в миссии своих родителей, либо тебе придется остаться здесь», — объяснил Петеру один из кураторов. В случае отказа Руди и Инге вернулись бы в США без него.
Петер не хотел расставаться с семьей, поэтому согласился. По заданию он должен был поступить в Университет Макгилла в канадском Монреале, следить за студентами левых взглядов и писать отчеты о них, которые Руди затем отправлял бы в Москву. Ему придумали кодовое имя «Наследник».
В мае 1975 года Петер приехал домой в США на лето. Там отец продолжил обучать сына: в частности, показал, как расшифровывать радиосообщения.
Тем же летом Петер впервые самостоятельно поехал в СССР через Вену и Будапешт под видом немецкого туриста. Основной целью КГБ было показать ему Советский Союз и пробудить преданность. Петера отвезли в Волгоград, где показали скульптуру «Родина-мать зовет!», и на озеро Байкал.
После этого КГБ решил, что Петеру пора перевестись в американский университет, чтобы следить за всеми, кто критиковал внешнюю политику США. Он начал учиться в Джорджтаунском университете осенью 1976 года, а также изучать арабский язык. КГБ посчитал, что это может помочь получить государственную должность после окончания учебы.
В то же время ФБР следило за Руди уже в течение нескольких месяцев. В итоге Херрманну-старшему предложили или стать двойным агентом, или отправиться в тюрьму. Тот согласился работать на ФБР, как потом и его сын Петер.
В 1979 году ФБР приказало Руди и Петеру разорвать все контакты с Москвой. Агенты перевезли семью в убежище в Аннаполисе, штат Мэриленд. В марте 1980 года они организовали пресс-конференцию, на которой Руди рассказал о своей работе на КГБ.
После пресс-конференции ФБР снова перевезло семью в рамках программы защиты свидетелей — в этот раз на Западное побережье. Херрманны стали Холарами. Петер взял себе имя Эллиот.
В 1980 году он нашел работу в сфере IT в Сан-Диего и начал жизнь заново. Родители остались коммунистами и в 1986 году попытались перевезти всю семью в Чехословакию, но не смогли получить визы. В итоге они поселились в пригороде Вашингтона.
Вскоре после переезда Эллиот женился. У них с женой двое детей. Его мать умерла в 2004 году, брат — в 2015-м, а отец — Руди, он же Борис Холар, — в 2017 году.
Читайте РБК в Telegram.