Что ждет Южную Корею после импичмента президента
Закономерный итог
Утром в пятницу, 10 марта, Конституционный суд Южной Кореи утвердил декабрьское решение парламента об импичменте главы государства Пак Кын Хе. Это первый успешный импичмент в республике и второй в мире за полгода, причем он также касается женщины на высшем государственном посту: в сентябре прошлого года Дилма Русефф перестала быть президентом Бразилии. «Негативный эффект от действий президента и их последствия настолько серьезны, что преимущества отрешения ее от должности для защиты Конституции подавляюще велики», — прокомментировала решение председатель Конституционного суда Ли Чжон Ми.
Скандал вокруг Пак разгорелся в октябре 2016 года, когда стало известно, что ее близкая подруга Чхве Сун Силь использовала свое положение, для того чтобы вынудить крупнейшие корпорации страны финансировать ее благотворительные проекты. В ноябре Чхве была арестована, против Пак обвинений пока не выдвинуто, но в сообщении прокуратуры говорилось о наличии подозрений в том, что экс-президент была сообщницей Чхве в нескольких эпизодах.
В начале декабря южнокорейский парламент поддержал импичмент Пак. Главе государства ставили в вину, что она делилась служебной информацией с Чхве и позволяла той вмешиваться в госуправление, также президенту инкриминировали бездействие при крушении парома «Севоль» в апреле 2014 года. Тогда в результате ошибки команды судно накренилось и затонуло, погибли 304 из 476 человек, находившихся на борту.
Поскольку Национальная ассамблея является однопалатным парламентом, утвердить импичмент по закону должен был Конституционный суд. На это судьям отводилось 180 дней. В итоге вердикт был вынесен за 92 дня: за импичмент проголосовали единогласно все восемь судей. Крушение парома «Севоль», как и некоторые другие обвинения, из причин импичмента судьи исключили.
Ранее РБК писал, что половина судей были назначены самой Пак и могли сохранить к ней лояльность, еще двое скоро уходят в отставку по возрасту. Тем не менее все поддержали решение ассамблеи. Теперь Пак лишается иммунитета, что открывает дорогу для предъявления ей уголовных обвинений.
Решение Конституционного суда вызвало недовольство сторонников Пак, которые пытались пробиться через полицейские кордоны к зданию суда. Как передает агентство «Ренхап», в результате беспорядков погибли два пожилых манифестанта: на одного упал громкоговоритель, другому стало плохо на ближайшей к суду станции метро; семь полицейских получили ранения. Организаторы митинга пообещали продолжить протесты.
Поляризация нации
Утверждение импичмента означает, что в ближайшие 60 дней, то есть до 9 мая, в стране должны пройти досрочные президентские выборы (плановые выборы намечались на середину декабря 2017 года). Президент Южной Кореи избирается сроком на пять лет и не имеет права переизбрания.
На прошлых выборах в декабре 2012 года Пак Кын Хе, которая баллотировалась от консервативной партии «Сэнури», победила Мун Чжэ Ина от левоцентристской Демократической партии с результатом 51,6%.
«Сэнури» с самого начала скандала всячески пыталась дистанцироваться от президента и даже сменила название на «Свободную Корею». Однако «ребрендинг» не спас ее от кризиса. В декабре прошлого года от правящей партии откололась фракция противников Пак; это 32 депутата, или треть фракции, которые в январе организовали Правильную партию. А «Свободная Корея» — единственная парламентская партия, которая не выдвинула кандидата на досрочных выборах. По данным агентства «Ренхап», это объясняется тем, что среди лидеров партии нет ни одного политика «с двузначным рейтингом».
Руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин считает, что выборы в 2012 году демонстрировали поляризацию настроений в стране. «По сути, общество уже тогда было расколото пополам, однако Пак не хотела учитывать нужды и интересы половины общества или попросту о них забыла», — заявил РБК Жебин. Новому президенту, подчеркивает эксперт, необходимо учитывать интересы всего политического спектра и придерживаться более сбалансированного курса, чтобы остаться во главе страны до конца срока.
Новый рассвет
До политического кризиса наиболее сильным «независимым» кандидатом считался бывший генсек ООН Пан Ги Мун. Однако уже 1 февраля он официально отказался от участия в президентской гонке, объяснив свой шаг нежеланием стать жертвой «информационных атак и фейковых новостей». После решения Конституционного суда Пан призвал всех сограждан принять такой исход.
Самый высокий рейтинг сейчас у соперника Пак на прошлых выборах Мун Чжэ Ина. В начале марта, согласно опросу Realmeter, за него были готовы проголосовать 36,4% избирателей. Популярность исполняющего обязанности президента Хван Ге Ана, который представляет консервативный лагерь, но выступает как «независимый» политик, достигает лишь 14,9%. Ко дню импичмента ни Хван, ни Мун о намерении баллотироваться не объявляли.
Текущий рейтинг Муна может обеспечить ему президентство, но все равно вынудит его умерить свои взгляды, пойти на компромиссы во внутренней и внешней политике, считает Жебин. Мун известен как последователь либеральных президентов 2000-х годов Кима Дэ Чжуна и Но Му Хена, которые проводили политику диалога и сотрудничества с КНДР.
«Поддержка США является краеугольным камнем национальной безопасности, а Корейская война до сих пор вызывает в Сеуле недоверие к Пхеньяну, — напоминает Жебин. — Поэтому разрыва с Вашингтоном и резкого сближения с КНДР ждать не стоит».
Однако при президенте Муне потепление отношений с Китаем, Россией и КНДР все же возможно, подчеркивает Жебин, отмечая, что Мун выступал против развертывания системы ПРО США до перевыборов.