Кремль возмутило нападение на журналистов по дороге в Чечню
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал нападение на журналистов и правозащитников, произошедшее накануне в Ингушетии у границы с Чечней.
«Это абсолютно возмутительно, это абсолютное хулиганство и, насколько мы пониманием, опасности была подвергнута жизнь этих людей. Это абсолютно неприемлемо, и мы рассчитываем, что правоохранительные органы республики примут самые действенные меры для поиска и нахождения виновных, чтобы должным образом обеспечить безопасность правозащитников и журналистов», — сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, передает корреспондент РБК.
На вопрос, держит ли президент на особом контроле этот случай, Песков ответил, что «пока не готов сказать». «Безусловно, президент получает всю необходимую информацию», — сказал Песков. «Насколько я понимаю, это было на территории Ингушетии, но можно сказать так, что речь идет не о территории Ингушетии или Чечни, а о территории Российской Федерации», — добавил он.
Нападение на журналистов произошло накануне на федеральной автотрассе «Кавказ». Неизвестные с деревянными палками и колющими предметами прижали к обочине микроавтобус, в котором находились сотрудники «Комитета по предотвращению пыток» (КПП) и журналисты: корреспонденты журнала The New Times, интернет-издания «Медиазона», а также репортеры из Швеции и Норвегии, всего восемь человек. Нападавшие вытащили журналистов из машины и избили их, а микроавтобус подожгли.
Корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода рассказал РБК, что нападение произошло сразу же после того, как микроавтобус с журналистами и правозащитниками выехал в Чечню. «Они подбежали к нашей машине и стали бить палками по ней, выкрикивая «Выходите, террористы». Затем они выкинули нас на обочину и начали бить уже там. В итоге они сожгли нашу машину и уехали в Чечню», — сообщил Сковорода, добавив, что 8 и 9 марта за машиной КПП следили.
«Это было ужасно. Я думал, что умру. Я думал, что мне нужно в последний раз попрощаться с женой», — рассказал позже норвежский журналист Эйстейн Виндстад в интервью газете Aftenposten. По его словам, нападавших было 15–20 человек и они были в масках. Журналист рассказал, что нападавшие называли журналистов предателями, которые поддерживают террористов.
Через несколько часов после нападения на журналистов вооруженные люди напали на штаб-квартиру «Комитета по предотвращению пыток» в ингушском городе Карабулак, сообщил своем Twitter юрист КПП Дмитрий Утукин.
В четверг правоохранительные органы Ингушетии возбудили уголовное дело по ч.2 ст. 213 УК РФ (хулиганство) и ст.167 УК РФ (умышленное уничтожение имущества). Однако позже журналисты потребовали переквалифицировать дело. Как рассказал РБК главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов, статья «Хулиганство» и «Порча имущества» не отражают сути произошедшего.
«Это бандитское нападение на журналистов, которые ехали в микроавтобусе. Мы хотим, чтобы было возбуждено дело еще по ст.144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов), потому что именно такой мотив был у нападавших», — сказал Смирнов.
Представитель международной правозащитной организации «Репортеры без границ» Йохан Бир в беседе с «Коммерсантом» отметил, что «это далеко не первое нападение на правозащитников «Комитета по предотвращению пыток».
«Теперь мы видим, к чему привела безнаказанность первых нападений. Очевидно, что закон об иноагентах, а также громкие заявления главы Чечни против его критиков создают такой климат, где возможны подобные преступления», — заявил Бир.
В руководстве Чечни заявление Бира о связи нападения на журналистов и правозащитников с заявлениями главы республики Рамзана Кадырова назвали абсурдным. «Высказывания Бира свидетельствуют, что он не владеет ситуацией и не располагает достоверной информацией, поэтому в резкой и безответственной форме говорит абсурдные вещи», — заявил пресс-секретарь чеченского лидера Альви Каримов.
В Москве в четверг проходят одиночные пикеты в поддержку атакованных журналистов. Активисты вышли с плакатами, на которых написаны призывы найти и наказать виновных в случившемся.