Евгения Васильева повторила в суде версию «лучшего министра обороны»
Главная фигурантка дела «Оборонсервиса» Евгения Васильева начала давать показания во вторник в Пресненском суде столицы. Она назвала обвинение в свой адрес абсурдным и заявила, что действовала в интересах государства. Следствие инкриминирует ей 12 эпизодов преступной деятельности и хищение активов Министерства обороны более чем на 3 млрд руб.
Дисконт для оптовых клиентов
На протяжении семи часов Васильева давала показания в суде. Ровным, монотонным голосом она зачитывала их по бумаге, стоя за свидетельской трибуной. По ее просьбе судья Татьяна Васюченко несколько раз объявляла перерывы, а в конце заседания разрешила говорить сидя.
«Все мои действия были направлены на защиту государственных интересов и выполнены в полном соответствии с законом», — заявила обвиняемая в начале своего выступления. Затем она повторила версию бывшего министра обороны Сердюкова. Он выступал в суде в качестве свидетеля два месяца назад. Сердюков рассказывал, что, когда стал министром, многие дочерние компании ведомства были на грани банкротства и не могли расплатиться с долгами. В итоге на высшем уровне было принято решение распродать ненужные активы.
Васильева заняла аналогичную позицию. Она также рассказала о кризисных временах и заявила, что именно для реализации неликвидных объектов и была создана компания ОАО «Оборонсервис», которая начала распродавать активы и уменьшать штат сотрудников. «Все это было разработано и утверждено президентом задолго до того, как я возглавила департамент имущественных отношений», — настаивала Васильева. Обвиняемая утверждала, что не принимала решения о том, какие активы продавались и по какой цене. Стоимость определяли эксперты, причем цена могла как увеличиться в ходе продажи, так и уменьшиться, говорила она. По словам Васильевой, из-за кризиса и тяжелой обстановки на рынке недвижимости, чтобы продать объект, иногда приходилось понижать цену на федеральных торгах на 50%. Для покупателей, которые приобретали сразу несколько объектов, департамент делал «дисконт» в 15%.
«Я следила за тем, чтобы продажи осуществлялись эффективно», — поясняла свою роль в департаменте Васильева. Она подробно остановилась на каждом эпизоде, который вменяется ей следствием, и рассказала, что решения о продажах принимались советами директоров, а все сделки проходили в соответствии с законом.
«Все указания министра были законными, иначе бы я их не выполняла. Я считаю Анатолия Сердюкова лучшим министром обороны за всю историю Советского Союза и России», — заявила Васильева. Сердюков, выступая в суде, также уверял суд, что Васильева не нарушала закон, а ее действия не повлекли для министерства никакого ущерба. Также он отрицал, что главная фигурантка дела его обманывала, на чем, в свою очередь, настаивает следствие.
Васильева призналась, что изначально хотела заниматься бизнесом, а на госслужбу пошла по просьбе Сердюкова: «Я согласилась на такую работу исключительно по просьбе министра». Она пояснила, что пообещала проработать в департаменте полтора года, а потом ушла в бизнес.
Тайный бенефициар
В суде Васильева отрицала, что получала какую-либо выгоду от сделок. Она заявила, что компания ЦПП «Эксперт», которая занималась сопровождением продажи активов и получала за это по 5% от суммы сделок, ей не принадлежала. «Это компания принадлежала Екатерине Сметановой», — заявила Васильева.
Сметанова, выступая в суде в декабре 2014 года, рассказывала, что она действительно создала и возглавила компанию «Эксперт», но сделала это по указанию Васильевой. По словам свидетеля, весь доход фирмы накапливался на счетах, ей же причиталась только зарплата в 300 тыс. руб. в месяц.
Когда же накопилась внушительная сумма, то, по словам Сметановой, Васильева поручила ей создать еще одну компанию, которая должна была уже выступить покупателем объектов, аффилированных со структурами Минобороны. Тогда Сметанова создала фирму ООО «ВитаПроджект». Согласно обвинительному заключению по делу, эта фирма выступала покупателем сразу нескольких активов: двух зданий — на Арбате и на Большой Серпуховской улице, а также 70% акций «31 ГПИСС».
Допрос Васильевой продолжится 11 марта, в среду, ожидается, что она ответит на вопросы прокуроров.
Дело «Оборонсервиса»
Евгения Васильева обвиняется в 12 эпизодах преступной деятельности. По версии следствия, она незаконно получала агентские вознаграждения при реализации имущества, а также занижала стоимость приобретаемых активов и объектов, в том числе акций «31 ГПИСС». Также ей вменяется превышение и злоупотребление должностными полномочиями. Она находится под домашним арестом с ноября 2012 года.
Вместе с ней на скамье подсудимых находятся еще четыре человека. Это экс-гендиректор ОАО «31 ГПИСС» Юрий Грехнев и руководитель ОАО «Оборонстрой» Лариса Егорина, которые одобрили сделки по отчуждению имущества института, помощница Васильевой и финансовый директор ООО «Мира» Ирина Егорова, а также экс-руководитель Окружного материального склада Московского округа Максим Закутайло.