Transparency включила Фонд Ахмата Кадырова в глобальный список коррупции
Transparency International в рамках кампании Unmask the corrupt («Разоблачи коррупционера») опубликовала список, состоящий из компаний, персон, политических систем и общественных организаций. Всего в перечне в результате указано девять позиций. В Transparency пояснили, что фигуранты списка были выбраны на основании общего голосования, а также «на основании широко распространенного воздействия [названных лиц и организаций] на права человека и необходимости подчеркнуть менее заметные стороны большой коррупции».
Отбор тех, кто должен войти в список, начался 1 октября. Спустя месяц по отобранным позициям было запущено голосование, участие в котором, по данным организации, приняли около 200 тыс. человек. В среду, 10 февраля, были подведены итоги.
Фонд Ахмата Кадырова — отца нынешнего главы Чечни Рамзана Кадырова — набрал 194 голоса. Как утверждают авторы проекта «Разоблачи коррупционера», фонд получает $60 млн в месяц от жителей Чечни. В Transparency считают, что деньги фонда идут на то, чтобы «развлекать голливудских звезд и предлагать им щедрые подарки».
В список вошли также экс-президент Украины Виктор Янукович (13,2 тыс. голосов), Международная федерация футбола (ФИФА, 1,8 тыс. голосов), а также компания Petrobras (11,9 тыс.) — бразильская государственная нефтяная компания. Помимо этого в перечне числятся бывший президент Туниса Зин эль-Абидин Бен Али, штат Делавэр в США, политическая система Ливана, доминиканский сенатор Феликс Баутиста, а также экс-глава Панамы Рикардо Мартиннели и его соратники.
Подведя итоги голосования, в Transparency International анонсировали старт кампании по общественным санкциям против участников списка. «Поскольку так много случаев [коррупции] получили большое количество голосов, Transparency International решила добиваться общественных санкций против девяти символических случаев большой коррупции», — сообщили в организации. О каких именно санкциях идет речь, на сайте организации не уточнили.
Комментируя появление в списке Фонда Ахмата Кадырова, гендиректор «Transparency International — Россия» Антон Поминов пояснил РБК, что цель организации — максимально распространить информацию о действиях главы Чечни Рамзана Кадырова, «чтобы его репутация им [действиям] соответствовала», и вызвать таким образом «легальные действия», включающие «проверки, возбужденные дела, суды».
В конце мая 2015 года «Открытая Россия» Михаила Ходорковского выложила фильм о Фонде имени Ахмата Кадырова. Авторы картины со слов местных жителей, которые общаются при выключенных камерах, рассказывают о системе дани в регионе, которая перечисляется в фонд. По их словам, ставка ежемесячного взноса в фонд варьируется в зависимости от статуса чеченца. Так, бюджетники, утверждается в фильме, отдают до 10% заработка, а тяжелее всех приходится бизнесменам, которые отдают до половины прибыли.
На следующий день после выхода фильма на сайте ГТРК «Грозный» появился 25-минутный сюжет, в котором опровергались данные, показанные в фильме «Открытой России». Систему обложения данью в материале назвали активно раскрученным мифом.
Спустя месяц газета «Коммерсантъ» также опубликовала расследование о фонде Кадырова. В нем говорилось, что одним из источников дохода Фонда имени Ахмата Кадырова являются перечисления от жителей Чечни. Издание также писало, что около 10% доходов бюджетников передается на благотворительность. Происходит сбор, как рассказали газете местные чиновники, «в добровольно-принудительной форме» и оформляется как пожертвование.
18 июня глава Чечни прокомментировал данные о пополнении фонда за счет зарплат жителей республики. Он заявил, что «перестал бы себя уважать», если бы «хоть одному жителю республики недоплатили зарплату». «Когда погиб мой отец, моя мама создала этот фонд, вложив в него все, что мы имели», — заявил Кадыров в интервью «Интерфаксу».
27 января Transparency International опубликовала ежегодный Индекс восприятия коррупции. России в нем организация отвела 119-е место — рядом с Гайаной, Азербайджаном и Сьерра-Леоне. Странами с самым высоким уровнем восприятия коррупции TI признала КНДР и Сомали, которые поделили 167-е место. В числе наименее коррумпированных государств оказались скандинавские страны.