Швеция заявила, что после вступления в НАТО усилит восточный фланг ЕС
После вступления в НАТО Швеция будет стремиться «внести свой вклад в коллективную оборону», в том числе за счет увеличения передового присутствия альянса вдоль восточной границы ЕС, заявил министр обороны страны Пол Йонсон.
«Все суверенные страны должны быть в состоянии защитить себя, и я бы сказал, что существует большее понимание того, что нужно брать на себя больше национальных рисков», — заявил глава Минобороны.
По словам Йонсона, членство в НАТО служит главным приоритетом для нового правительства, которое было сформировано после парламентских выборов в сентябре. Он также отметил, что коллективная оборона НАТО, в рамках которой осуществляется противодействие нападению на входящие в альянс страны, «абсолютно необходима» в качестве сдерживающего фактора.
Говоря об увеличении оборонных расходов, Йонсон отметил, что Швеция планирует достичь поставленной НАТО цели — довести ассигнования на оборону до 2% ВВП к 2026–2028-му. Сейчас этот показатель в стране составляет около 1,3% ВВП.
Швеция и Финляндия подали заявку о вступлении в НАТО в мае, связав свое решение с началом военных действий России на Украине. Турция выступила против членства обеих стран, обвинив их в пособничестве терроризму. Причиной стало то, что там находили убежище представители «Рабочей партии Курдистана» (РПК) и Турция считает ее террористической. Хельсинки и Стокгольму пришлось заключить с Анкарой соглашение, в соответствии с которым должны выдать турецкой стороне членов РПК и закрыть на своих территориях все организации, связанные с ее структурами.
28 ноября министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что и Швеции, и Финляндии еще нужно принять серию мер для выполнения этого соглашения, чтобы вступить в НАТО. «Они не оправдали конкретных ожиданий по вопросам экстрадиции и правовых норм», — уточнил он. По словам Чавушоглу, в основном претензии относятся к Швеции.
3 ноября Стокгольм передал Анкаре члена РПК Махмута Тата — тот подавал прошение о предоставлении убежища в Швеции в 2015 году, но получил отказ.
Bloomberg со ссылкой на чиновников, знакомых с вопросом, писал, что Анкара вряд ли ратифицирует заявку Швеции до конца года, а возможно, и до президентских выборов, которые пройдут в Турции в следующем июне.