США рассекретили доклад о пытках ЦРУ
Обнародованные во вторник документы содержат краткий итог сенатского расследования, а также взгляды республиканского меньшинства и отдельно – сенатора-демократа Джея Рокфеллера. Республиканцы не согласились с жесткими заключениями своих коллег-демократов.
Последние во главе с сенатором от штата Калифорния Дайан Файнстайн предъявили в общей сложности 20 претензий к применению ЦРУ «усиленных мер допроса» (эвфемистическое выражение, означающее пытки). Ведомство упрекнули в том, что эти меры оказались неэффективны для сбора информации. Кроме того, ЦРУ раскритиковали за то, что оно в своих отчетах для Белого дома, Конгресса и Совета национальной безопасности вводило эти органы в заблуждение о действенности этих способов. От проверяющих скрывалась и степень воздействия на заключенных. Доклад Сената оценил их количество за все время действия программ ЦРУ (с конца 2001 по начало 2009 года) по «усиленным мерам допроса» в 119 человек. При этом 26 человек были задержаны по ошибке.
От внимания сенаторов не скрылись и другие нелицеприятные подробности. Например, выяснилось, что сами методы психологического и физического воздействия на заключенных были разработаны психологами, ранее сотрудничавшими со Школой выживания в чрезвычайных условиях ВВС США (U.S. Air Force Survival, Evasion, Resistance and Escape school). У них не было никакого опыта ведения допроса или знаний об «Аль-Каиде». В 2005 году эти два психолога, чьи имена не приводятся, создали частную компанию, которой ЦРУ и передала на аутсорсинг ведение силовых допросов. Уже в 2006 году ЦРУ заключило с этой компанией контракты на общую сумму в $180 млн, а до 2009 года она заработала $81 млн.
Общий ущерб от программ «усиленных мер допросов» сенаторы оценили минимум в $300 млн без учета расходов на персонал. ЦРУ выделяло миллионы долларов наличных средств иностранным правительствам, чтобы организовывать на их территории «центры содержания» (де-факто – тайные тюрьмы ЦРУ).
Кроме того, они пришли к выводу, что из-за этой программы пострадала репутация США в мире, в том числе как защитника прав человека. Ущерб имиджу назван в документе «неизмеримым».
Публикация столь критических по отношению к ЦРУ документов стала возможной после многолетних политических баталий, в которых, как это ни странно, не оказалось проигравших.
Политические игры
Расследование «пыток ЦРУ» началось в 2009 году и продолжалось около трех лет. Подтолкнул к нему сенаторов скандал с уничтожением видеозаписей допросов командиров «Аль-Каиды». По словам Файнстайн, этот случай стал ярким примером того, как разведка пытается скрыть информацию (другой случай – взлом компьютеров и удаление данных внутреннего расследования экс-директора ЦРУ Леона Панетты). Через месяц после своей инаугурации в 2009 году факт уничтожения пленок подтвердил президент Барак Обама – это дало сенаторам моральное право и повод начать расследование.
Весной 2002 года на секретной базе ЦРУ в Таиланде были сняты 92 пленки допросов и пыток Абу Зубайда и Абд аль-Рахима аль-Нашири – приближенных Усамы бен Ладена и подданных Саудовской Аравии. В ноябре 2005 года The Washington Post впервые указала на существование секретных тюрем ЦРУ в Восточной Европе. Несколько дней спустя, посовещавшись с юристами, тогдашний замдиректора ЦРУ Хосе Родригес отдал приказ уничтожить видеозаписи.
О существовании пленок широкая общественность узнала в декабре 2007 года из расследования The New York Times. В ответ на критику со стороны правозащитников директор ЦРУ Майкл Хайден отметил, что существование таких записей и возможная их утечка создавала угрозу жизни запечатленных на ней агентов. Тогда же под руководством Минюста США началось предварительное, а затем и уголовное расследование уничтожения пленок. В ноябре 2010 года дело было закрыто без предъявления кому-либо обвинений.
Члены сенатского комитета от республиканской партии изначально отказались от участия в следствии, а затем раскритиковали получившийся доклад. Заместитель Файнстайн по комитету, республиканец Сексби Чемблис назвал документ «абсолютно ошибочным». «Демократам кажется, что так называемые усиленные техники допроса применялись к узникам Гуантанамо и других лагерей, но важной информации подозреваемые так и не предоставили. Это совсем не так», – заявил он в интервью CBS. Республиканцам также не понравилось нежелание следствия беседовать с сотрудниками ЦРУ, которые санкционировали или участвовали в «усиленных техниках допроса».
Первоначально Файнстайн планировала отвести на расследование около года, однако процесс затянули, по ее мнению, сотрудники разведки. После одобрения в комитете доклад размером в 6,7 тыс. страниц был отправлен на утверждение ЦРУ. Агентство негативно отозвалось об отчете, потребовав его доработки. По данным NYT, разведывательная служба послала в Сенат ответное письмо с подробной критикой расследования – на этом обращении до сих пор лежит гриф секретности.
В результате после полутора лет консультаций – в апреле 2014 года – стороны все же пришли к компромиссу. Из первоначального текста должны быть удалены имена агентов, названия секретных тюрем и солидные массивы информации. К публикации предназначены только сводное резюме, выявленные факты, заключения и особые мнения. Комитет проголосовал за усеченный вариант доклада – размером «лишь» 528 страниц – 11 голосами против трех.
Обнародование выводов доклада поддержали не только сенаторы-демократы, которые и занимались его составлением, но и некоторые республиканцы. Правда, на смену их позиции потребовалось некоторое время.
Карточный домик
Самым ярким примером может считаться сенатор от Северной Каролины Ричард Берр. Он является наиболее вероятным преемником Файнстайн на посту главы Комитета по разведке. В конце 2012 года он был против публикации сенатского исследования, ссылаясь на «его многочисленные ошибки». Но в апреле этого года изменил свое мнение. Теперь Берр выступил за обнародование материалов, которые, по его словам, «позволят американцам самим оценить доводы всех сторон».
Тактическая гибкость Берра – одно из свидетельств того, что подготовленный Сенатом доклад о деятельности ЦРУ давно превратился в один из сюжетов политического междусобойчика двух ведущих американских партий, разведывательного сообщества и Белого дома.
В пользу этого говорит и то, что доклад публикуется спустя почти два года после решения законодателей предать его гласности. Все это время сенаторы обсуждали с ЦРУ и Белым домом условия его публикации. Согласившись с тем, что основные выводы необходимо обнародовать, Белый дом предписал провести тщательную проверку материалов, которые станут доступны общественности. Определять степень секретности и важности документов было поручено ЦРУ – ведомству, чья деятельность и была предметом расследования.
Незадолго до обнародования документов государственный секретарь Джон Керри просил Файнстайн принять во внимание, что публикация материалов может создать угрозу жизни американских дипломатов за рубежом. Правозащитная организация Human Rights Watch расценила это как последнюю попытку администрации воспрепятствовать обнародованию скандальных материалов.
Документы о деятельности спецслужб США, пусть и с купюрами, все чаще становятся достоянием общественности. В июне администрация Барака Обамы обнародовала с сокращениями так называемый меморандум Бэррона. Записка, подготовленная экспертом Минюста США, пыталась легально обосновать устранение лидера «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове Анвара аль-Авлаки. Сложность ситуации заключалась в том, что аль-Авлаки был гражданином США: его убийство американцами формально являлось уголовным преступлением.
Стремясь доказать обратное, Дэвид Бэррон использовал в своем меморандуме юридические лазейки и обращался к историческим прецедентам. В результате аль-Авлаки был устранен ударом беспилотника в сентябре 2011 года. По мнению The New York Times, документ оказался «небрежной компиляцией смутных интерпретаций, которую подстраивали под желаемый результат».
Колебания Белого дома легко объяснить его двусмысленным положением. С одной стороны, демократы и лично президент Барак Обама воспринимались как критики спорных решений предыдущей республиканской администрации Джорджа Буша в сфере антитеррористического законодательства. Стать «правее республиканцев» для демократов чревато потерей популярности. С другой стороны, администрация не может полностью разрушить свои отношения с разведывательным сообществом, которое, несмотря на всю критику, работает довольно эффективно. Наконец, публикация документов о тайных тюрьмах осложнит отношения Вашингтона с его союзниками в Восточной Европе и в других важных регионах мира.
Не нашедшие справедливости
За всеми политическими тонкостями на второй план отошел главный вопрос расследования Сената, который волновал общественность, – соблюдение базовых прав человека. И здесь речь идет даже не о злоупотреблениях конкретных агентов ЦРУ или всего ведомства, а об имидже Соединенных Штатов как образцового правового государства.
По словам самой Файнстайн, история с пытками «не должна никогда, никогда, никогда повториться». В заявлении Белого дома говорится о стремлении показать миру «американские ценности».
При этом следствие Сената не ставило целью выявить факты уголовных преступлений и не содержит конкретных обвинений. Формально его основной темой была оценка степени информирования ЦРУ администрации Буша и Конгресса.
Однако либеральные СМИ и правозащитники не согласны с таким углом расследования. Британская The Guardian, авторы которой традиционно критически настроены к ряду американских законов, в конце ноября опубликовала статью, в которой обратила внимание на серьезное упущение сенатского расследования. Оказалось, что в докладе о пытках никто не взял показаний самих жертв пыток.
Расследование Сената обошлось в $40 млн
Оно продолжалось три года
Следователи просмотрели 6 млн страниц документов
Полная версия доклада составляет 6300 страниц
Халид Шейх Мохаммед подвергался пыткам водой 183 раза
The Guardian также полагает, что обнародование доклада никак не поможет правозащитникам, которые надеются привлечь к ответственности сотрудников ЦРУ, замешанных в пытках. Дело в том, что документы содержат купюры, а вместо имен сотрудников разведслужб фигурируют их псевдонимы. Ведомство настояло на этом из-за опасений за безопасность своих агентов.
«Мне совершенно очевидно, что у правительства США нет никакого желания проводить тщательное расследование и устанавливать виновных в пытках моего клиента», – заявила изданию адвокат одного из задержанных по подозрению в организации террористических атак 11 сентября Валида бин Атташа Черил Борманн. В связи с этим The Guardian напомнила, что ни один из сотрудников, подрядчиков или руководителей ЦРУ не привлекался к ответственности за пытки. Исключением стал подрядчик Дэвид Пассаро, действия которого в отношении афганского заключенного Абдула Вали привели к гибели последнего в 2003 году.
Ранее правозащитная организация American Civil Liberties Union сообщала, что через суд с помощью Закона о свободе информации (Freedom of Information Act) потребовала обнародования всех 6300 страниц исследований Сената, записки ЦРУ с обоснованием его действий и результатов внутренней проверки, инициированной бывшим тогда главой ведомства Панеттой. По состоянию на начало декабря 2014 года ACLU пока не удалось добиться обнародования документов – ответчики откладывают их публикацию.
Огласив факты ненадлежащего обращения с заключенными и признав неэффективность «пристрастных» допросов, Сенат при молчаливом одобрении Белого дома и самого ЦРУ хочет поставить в этой истории точку. Для всех участников этой истории это выгодная сделка – Белый дом подтвердит свою приверженность соблюдению прав человека, ЦРУ пожурят за игры с Конгрессом и администрацией, но ничего не сделают, а сенаторы получат немного благоприятного внимания СМИ.