Когда Лукашенко пообещал уйти и на что потратить новый кредит от Москвы
Главные заявления с восьмичасовой пресс-конференции президента БелоруссииПервую годовщину своего шестого президентского срока Александр Лукашенко отметил большой пресс-конференцией, продолжавшейся более восьми часов. Проводил он ее в своей рабочей резиденции — Дворце независимости. Туда были приглашены корреспонденты ведущих иностранных СМИ — российских, украинских, западных. Часто в разговор вступали члены правительства, которые уточняли слова президента. Приглашенные на мероприятие белорусские активисты и журналисты тоже вступали в дискуссию с задававшими вопросы журналистами, вставая на защиту официальной позиции Минска.
Об обещанных реформах и выборах
Почти год назад на фоне протестов Александр Лукашенко пообещал, что будут подготовлены изменения в Конституцию страны, после чего пройдет референдум по принятию ее новой редакции, а затем будут проведены выборы. На пресс-конференции он подтвердил эти планы. «Мы должны провести открыто, честно референдум по Конституции», — сказал он и отметил, что все будет сделано «так, чтобы комар носа не подточил».
При этом от указания конкретных дат и сроков проведения референдума или новых выборов он уклонился. «Скоро, очень скоро», — пообещал Лукашенко, говоря о сроках завершения своего президентства. «Я не буду участвовать. Что я там на кого-то поставлю и буду кого-то проталкивать — нет. Я буду честно вести себя», — сказал он, отвечая на вопрос о том, будет ли он называть преемника.
При этом Лукашенко отметил, что будет знать всех кандидатов. «Все будет на равных. Но победят в Беларуси обязательно прагматичные, нормальные люди», — пообещал он.
По подсчетам Лукашенко, человек 15–20 могут «вырасти» до должности главы государства. «Они надежные, они не будут кромсать никого. И то большинство, определенно подавляющее большинство за них проголосует», — пообещал Лукашенко.
О будущем несогласных
Несколько вопросов западных изданий касались насилия в отношении участников прошлогодних акций протестов, которые были задержаны и подвергались избиениям. «Это фейк, это неправда», — отмел обвинения Лукашенко и повторил старый тезис о том, что на стороне протестующих было много ранее уже преступивших закон.
Он признал, что в стране остается несколько десятков тысяч несогласных с его политикой. «С моей политикой полмиллиона точно не согласны, в Белоруссии живущих. Я даю себе [в этом] отчет», — сказал он. Те, кто покинул страну, опасаясь преследования, могут вернуться. «Дело не в том, что они согласны — не согласны со мной. Главное, чтобы они не нарушали закон», — сказал Лукашенко и отметил, что дело каждого будет рассматриваться персонально. Возвращаться уехавшим не запрещено, но, если «совершили преступление, ну, придется ответить», предупредил он.
Возможности участия несогласных в управлении государством Лукашенко не видит: «Я отдаю себе отчет, что под плинтусом некоторые сидят до сих пор, но мы их достанем. Я честно и открыто сказал, что никто в государственных структурах работать не будет — никто из предателей».
Об отношениях с Россией и интеграции
Неоднократно в ходе разговора Лукашенко отмечал, что в союзниках «у России больше никого нет», кроме Белоруссии. «Может, вам не нравится это, но факт есть факт, может, конечно, было лучше, если бы Китай был вашим таким союзником, и для мира, может, было бы лучше, но увы», — сказал он.
Говоря о процессе интеграции с Россией, президент Белоруссии сообщил, что с Владимиром Путиным они «сразу же выбросили 31-ю карту, которая содержала политический подтекст». Лукашенко подчеркнул, что это было сделано по предложению российского президента. Эта карта, по данным источников РБК, касалась создания наднациональных органов.
В ходе пресс-конференции Лукашенко не раз напоминал одно из главных условий Минска на пути сближения с Россией: «Основа любого союза — это одинаковые условия, равноправие. <...> Но как можно интегрироваться, если у вас на природный газ цены в два-три раза ниже, чем в Белоруссии?» Этот единственный оставшийся спорный вопрос, по словам Лукашенко, может быть решен до конца года, когда состоится Высший государственный совет Союзного государства. «Я думаю, мы 28 этих карт или союзных программ <...> примем. Это будет колоссальный шаг вперед», — оценил перспективы интеграции глава Белоруссии.
Об экономическом сотрудничестве с Россией
Белоруссия попросила Россию предоставить новый кредит на борьбу с пандемией коронавирусной инфекции через Евразийский банк развития взамен не поступившего в Минск кредита МВФ на эти цели, сообщил Лукашенко, отвечая на вопрос корреспондента РБК. Он объяснил, что Минску нужны средства на борьбу с коронавирусом. «МВФ нам выделил под миллиард долларов, но наши «беглые» подняли вой: нельзя режиму давать деньги. А эти деньги под COVID, мы уже $1,5 млрд потратили на лечение людей», — отметил он. «Поэтому мы благодарны были бы — я Путину сказал, — если бы через Евразийский банк [выделить деньги]», — добавил Лукашенко.
Хочет Минск добиться и компенсации от Москвы за проводимый Россией «налоговый маневр» (в 2018 году Россия приняла решение о поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть с 30% в 2019 году до нуля к 2024 году и повышении налога на добычу полезных ископаемых, при этом она компенсирует убытки от налогового маневра своим нефтеперерабатывающим заводам, а белорусские льгот не получают). «Налоговый маневр обсчитывается, его надо обсчитать и компенсировать, если будет принято такое решение», — сказал Лукашенко. «Я сумму не помню в целом, может, $400 млн по [итогам] года будет, может, меньше при нынешних ценах», — оценил он запросы Минска.
О признании Крыма
«Когда Лукашенко Крым признает?.. Когда последний олигарх в России признает Крым и начнет поставлять туда продукцию, за мной дело не заржавеет. Хоть меня много сдерживает, например Будапештская декларация», — прокомментировал Лукашенко один из постоянных вопросов, задаваемых ему в связи с отношениями с Россией. В 2014 году Лукашенко говорил, что «Крым — сегодня часть Российской Федерации». «Можно признавать это или не признавать, но от этого ничего не изменится», — добавлял он. Не признал Лукашенко и независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии, которую Россия признала в 2008 году, мотивировав это тем, что в ответ Белоруссию могут отключить от системы международных расчетов SWIFT.
О военном сотрудничестве с Россией
В конце июля Лукашенко допускал, что в Белоруссии может быть размещена российская военная база, если это «будет для безопасности Союзного государства». «Я бы был заинтересован, чтобы здесь были размещены какие-то серьезные ракетные установки. Но их нельзя к театру военных действий непосредственно подвести — прямо в огород натовцев. Потому что они будут обстреляны из самого обычного оружия. Поэтому никогда Россия сюда не передвинет тем более ядерные боеголовки. Они будут непосредственно под обстрелом с территории Польши и Литвы», — объяснил Лукашенко. При этом Белоруссия заинтересована в покупке российской зенитной ракетной системы С-400.