Встречный удар: к чему ведут взаимные угрозы США и Северной Кореи
Удар по Гуаму
Пхеньян может нанести ракетный удар по американской военно-воздушной базе Андерсон на тихоокеанском острове Гуам. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на Центральное телеграфное агентство Кореи (KCNA). Пхеньян «тщательно изучает» возможность ракетного удара по американской базе, который может быть нанесен с помощью стратегических баллистических ракет средней дальности «Хвасон-12» в любой момент, как только председатель государственного совета КНДР Ким Чен Ын примет решение, говорится в сообщении.
Пхеньян неоднократно предупреждал, что американская база на Гуаме находится под прицелом северокорейских ракет. В мае КНДР успешно испытала ракету «Хвасон-12», радиус действия которой от 3700 км до 6000 км (ракета считается межконтинентальной, если радиус ее действия превышает 5500 км) и которая, по данным КНДР, может нести ядерные заряды. Расстояние между Гуамом и Северной Кореей составляет примерно 3400 км.
Губернатор Гуама Эдди Кальво заверил жителей острова, что они в безопасности. Он подчеркнул, что уровень угрозы безопасности Гуама не был изменен и остров готов к любым непредвиденным обстоятельствам. «Гуам — американская земля... Мы являемся не только военной базой», — цитирует его слова Reuters. На Гуаме проживают 163 тыс. человек, остров является владением США.
Заявление Пхеньяна последовало, после того как президент США Дональд Трамп пригрозил ответить на любую угрозу и провокацию со стороны КНДР. «Они столкнутся с таким огнем и яростью, которых мир еще не видел», — заявил американский президент журналистам в своем гольф-клубе в Бедминстере, Нью-Джерси, во время отпуска. Представители администрации президента пояснили, что США не исключают возможность превентивного удара и рассматривают его как крайнюю меру, если дипломатические способы, в том числе и санкции, не сработают, сообщили The New York Times и Reuters.
Президент Трамп посылает понятный и сильный сигнал северокорейскому лидеру, который, «кажется, не понимает дипломатического языка», пояснил 9 августа госсекретарь США Рекс Тиллерсон во время своего визита на Гуам. «Президент всего лишь снова подтвердил, что США могут защитить себя от любой атаки, равно как и своих союзников», — цитирует Тиллерсона Reuters. «Американцы должны спать спокойно», — обнадежил сограждан госсекретарь.
5 августа Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, ужесточающую санкции против Северной Кореи в ответ на ракетные испытания КНДР, проведенные в июле. Новые санкции запрещают Пхеньяну экспортировать уголь, сталь, железо и железную руду, свинец, морепродукты. Другим странам нельзя увеличивать число нанимаемых северокорейских рабочих, а также открывать новые совместные предприятия с Северной Кореей и увеличивать инвестиции в уже существующие. Министр иностранных дел КНДР Ли Ён Хо заявил, что санкции ООН являются «сфабрикованными» и на них последуют «серьезные ответные действия и акты справедливости». Вашингтону был обещан «суровый урок» с применением ядерных стратегических сил, если США пойдут на военные действия против Пхеньяна.
Ядерный арсенал КНДР
8 августа газета The Washigton Post со ссылкой на анонимные источники в американской разведке и доклад спецслужб сообщила, что Северная Корея успешно изготовила миниатюрные ядерные боеголовки, которыми могут быть оснащены баллистические ракеты. Наличие такие зарядов позволяет Пхеньяну преодолеть порог на пути к становлению полноценной ядерной державой, пишет издание. В атомном арсенале КНДР находится до 60 ядерных зарядов, указывает газета, однако опрошенные изданием независимые эксперты считают, что это количество сильно завышено.
Дипломатия в приоритете
Несмотря на жесткие заявления приоритетом для администрации Трампа остаются дипломатические меры воздействия на Северную Корею, и США будут прибегать к ним до тех пор, пока не исчерпают все имеющиеся возможности, чтобы создать безъядерную зону на Корейском полуострове, сказал 6 августа советник Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер в эфире MSNBC. Провокационные заявления американского и северокорейского лидеров могут «приблизить нас к серьезному противостоянию», предупредил сенатор-республиканец Джон Маккейн в интервью радиостанции KTAR News.
Своей жесткой риторикой Трамп в адрес Северной Кореи посылает сигнал и Китаю в попытках убедить председателя Китая Си Цзиньпина оказывать большее давление на своего соседа, заявил в интервью The New York Times Джозеф Най-младший, научный сотрудник Гарвардского университета, ранее возглавлявший Национальный разведывательный совет США. Президент с апреля этого года призывает китайского лидера оказать давление на Северную Корею, грозя в противном случае применить к китайским компаниям санкции. 29 июня США ввели санкции против китайского банка, грузовой компании и двух граждан КНР, которых Вашингтон заподозрил в незаконном сотрудничестве с КНДР.
В значительной степени именно Трамп является инициатором обострения ситуации вокруг КНДР, сказал РБК бывший посол России в Южной Корее и Японии Александр Панов. У Трампа и его администрации нет конкретной внешнеполитической линии, президент США сейчас больше «озабочен поддержанием своего имиджа и рейтингов» как во внутренней политике, так и на международной арене, демонстрируя свою решительность, в том числе по проблеме Северной Кореи, считает Панов.
Его предшественник Барак Обама придерживался политики «стратегического терпения», напоминает эксперт. «Обама исходил из того, что Северная Корея не может пока создать ничего такого, что реально бы угрожало безопасности США», а потому Вашингтон предпочитал стратегию выжидания в надежде, что режим в КНДР сменится сам по себе. «Сложившаяся ситуация вызывает тревогу, причем не столько из-за возможности эскалации конфликта со стороны КНДР, сколько из-за непредсказуемости Трампа, который может решиться на военную агрессию против Пхеньяна», — заключает Панов.
КНДР не будет первой вступать в активную фазу противостояния с Вашингтоном и не станет провоцировать открытый военный конфликт с США, уверен Панов.
Северная Корея всегда обладала достаточным военным потенциалом, чтобы нанести удар по Гуаму, но вряд ли пойдет на такой риск, так как в этом случае возмездие США, судя по заявлениям Трампа, будет неизбежно, заявил РБК американский эксперт по ядерной безопасности Ричард Вайц, директор Центра военно-политического анализа Института Хадсона в Вашингтоне (Hudson Institute).