Иран возвращается за стол переговоров с ЕС
По его словам, "Иран готов к продолжению переговоров с европейской "тройкой" (Великобритания, Франция и ФРГ), если Тегерану не будет выдвинуто предварительных условий и переговорный процесс будет развиваться в доброжелательной обстановке", передает AFP.
Свое заявление С.Насери сделал после первой встречи в рамках экстренного заседания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), созванного после возобновления Тегераном работ по обогащению урана.
Напомним, 8 августа Иран возобновил работы по обогащению урана на атомной станции в Исфахане, правда под наблюдением экспертов МАГАТЭ. Аналитики опасались возможной в этой связи конфронтации Ирана с Евросоюзом. Брюссель ранее предупредил, что готов передать иранский вопрос на рассмотрение Совета Безопасности ООН, который может ввести политические или экономические санкции в отношении Ирана, если решит, что ядерная программа этой страны имеет не мирную направленность, как декларируется. Чуть раньше, 5 августа, европейская "тройка" передала Ирану пакет предложений по урегулированию ядерного кризиса. Одним из пунктов данного пакета является предложение Евросоюза проложить основной транзитный путь нефти и газа из Центральной Азии в Европу через Иран. Кроме того, Евросоюз предложил Тегерану ряд политических и экономических преимуществ в обмен на отказ от той части его ядерной программы, в рамках которой было бы возможно проведение работ по созданию ядерного оружия. США поддержали эту инициативу. Однако Иран отверг инициативы ЕС по своей ядерной программе как "неприемлемые".
МИД РФ, в свою очередь, считает, что Ирану следует безотлагательно прекратить работы по конверсии урана и продолжить сотрудничество с МАГАТЭ. Об этом сообщил сегодня официальный представитель российского МИД М.Камынин, отвечая на вопросы СМИ в связи с обострившейся в последние дни ситуацией вокруг иранской ядерной программы, передает пресс-служба МИД. МИД отмечает, что принципиальная линия России в этом вопросе заключается в содействии укреплению Договора о нерастпространении ядерного оружия (ДНЯО) и поддержанию авторитета МАГАТЭ как контрольного органа по выполнению договора. "При этом мы исходим из неотъемлемого права государств - участников ДНЯО на использование ядерной энергии в мирных целях под контролем МАГАТЭ; на таких принципах построено и российско-иранское сотрудничество в сооружении АЭС в Бушере", - говорится в заявлении. Подход МИД к решению возникающих в контексте выполнения ДНЯО проблем заключается в использовании потенциала МАГАТЭ, что в полной мере относится и к сотрудничеству с Ираном.
Как напоминает МИД, на протяжении последних двух лет российская дипломатия в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами, прежде всего самим Ираном, МАГАТЭ и "евротройкой", предпринимает энергичные шаги по урегулированию ситуации вокруг выявленной инспекторами агентства незаявленной ядерной деятельности в Иране. Эта работа уже принесла определенные результаты. Существенное значение, с точки зрения создания оптимальных условий для снятия остающихся вопросов, имело решение Тегерана о добровольном приостановлении всей деятельности, связанной с обогащением урана и переработкой, а также конверсией урана в Исфагане.
"Это - мера доверия, предпринятая в ответ на соответствующие обращения Совета управляющих МАГАТЭ", - отмечает МИД. Расследование еще не завершено. Именно поэтому на днях Генеральный директор МАГАТЭ призвал Тегеран воздерживаться от односторонних шагов.
"К сожалению, вопреки этому призыву и рекомендациям других стран, в том числе и нашим, иранская сторона начала 8 августа подачу концентрата урановой руды в первую часть технологический линии установки по конверсии урана",- подчеркивает МИД. Министерство полагает, что Иран вполне мог бы продолжить мораторий без какого-либо ущерба для осуществления своей ядерной энергетической программы. Единственный энергоблок АЭС, сооружаемый в Бушере, полностью обеспечен топливом из России. На этот счет имеются все необходимые договоренности.
МИД РФ выразил убеждение, что возникшая в настоящее время ситуация не является необратимой. "Мудрым решением было бы безотлагательное прекращение начатых работ по конверсии урана и продолжение тесного сотрудничества Ирана с МАГАТЭ в снятии остающихся к иранской ядерной программе вопросов", - считают в министерстве.