В рейтинге эффективности губернаторов не осталось «двоечников»
Близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО, руководитель — бывший начальник внутриполитического управления Кремля Константин Костин) представит во вторник очередной, девятый по счету, рейтинг эффективности губернаторов. От предыдущих восьми выпусков этот рейтинг (есть у РБК) отличается — в нем впервые отсутствует так называемая «группа двоечников» — четвертая часть рейтинга, куда традиционно включали губернаторов, чье влияние оценивалось «ниже среднего». В девятом выпуске есть только губернаторы с очень высоким, высоким и средним рейтингом эффективности.
В пояснительной записке изменение объясняется несколькими факторами, в первую очередь, «результативностью политики федерального центра, направленной на повышение качества государственного управления». Это введение ограничения на пребывание в должности главы региона двумя сроками, продолжение курса на ротацию губернаторов с низким рейтингом доверия населения и внедрение общественного контроля над губернаторами, перечисляют составители.
Кроме этого, исчезновение группы объясняется объективным ростом ключевых показателей рейтинга у губернаторов, которые в предыдущем списке попали в «группу смерти». Из нее вышли пермский губернатор Виктор Басаргин, тверской руководитель Андрей Шевелев и глава Ярославской области Сергей Ястребов. Они по-прежнему находятся на последних строчках (делят 78-81 места с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным), но только теперь в группе со средним рейтингом эффективности.
Еще одной причиной исчезновения группы отстающих стали регулярные отставки губернаторов с низким рейтингом. Всего за время существования рейтинга были уволены около десятка глав регионов, которых фонд ставил на нижние позиции, говорит Костин. Например, в предыдущем, февральском, рейтинге в последнюю группу входили на тот момент глава Еврейской автономной области Александр Винников и руководитель Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Оба были отставлены за последние месяцы. Также в разное время в группу входили уволенный губернатор Брянской области Николай Денин, арестованный по обвинению в коррупции экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и отставленный челябинский губернатор Сергей Юрченко.
«Работа по ротации кадров дает свои результаты, но мы не говорим, что четвертая группа ликвидируется навсегда. Если рейтинг губернаторов снизится, то они вновь будут включены в четверную группу», — подчеркивает Костин.
Из других позитивных сдвигов Костин отмечает рост рейтинга тех губернаторов, кто примет участие в сентябрьских выборах. Это объясняется тем, что идущие на выборы губернаторы получают доверие президента, говорит руководитель ФоРГО. В частности, на один пункт вырос рейтинг губернатора калининградской области Николая Цуканова, которого президент вопреки слухам не отправил в отставку.
Заметных падений в очередном рейтинге не произошло. На четыре позиции снизилась эффективность главы Забайкальского края Константина Ильковского. В пояснительной записке перемещение объясняется лесными пожарами, которые начались в регионе весной, и скандалами вокруг злоупотребления полномочиями местными чиновниками.
На один пункт снизился рейтинг эффективности чеченского лидера Рамзана Кадырова. Он по-прежнему остается в первой десятке, но теперь делит седьмое-восьмое место с кемеровским губернатором-старожилом Аманом Тулеевым, получившим добро президента на очередной срок. Эксперты, участвовавшие в составлении рейтинга, обращают внимание на дискуссию о полномочиях федеральных структур, говорит Костин. Также, по его словам, на позиции Кадырова повлияли и негативные публикации в СМИ. В апреле чеченский лидер призвал силовиков открывать огонь на поражение по правоохранителям, которые проводят спецоперации на территории Чечни. Это вызвало негативную реакцию в МВД.
В группе с самым высоким влиянием сразу оказался впервые учтенный при составлении рейтинга глава Крыма Сергей Аксенов — он на 24-м месте. Глава Севастополя Сергей Меняйло ниже — на 45-м месте. Костин объясняет это в том числе внутриэлитным конфликтом в городе, в частности со спикером заксобрания Алексеем Чалым.
Рейтинг во многом основывается на аппаратных возможностях губернатора, поэтому раз к выборам глава региона не был отставлен, то он в представлении составителей повышает свой рейтинг, говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
От каких губернаторов избавились власти
За время подготовки к единому дню голосования, который в этом году приходится на 13 сентября, были сменены губернаторы в восьми регионах. Первым стал глава Брянской области Николай Денин, которого заподозрили в коррупции и уволили еще в сентябре прошлого года. Его место занял проявивший себя в ОНФ депутат Госдумы Александр Богомаз. Следующим был уволен глава Еврейской автономной области Александр Винников. По словам собеседников, близких к Кремлю, его считали малоэффективным губернатором, поэтому президент не продлил ему полномочия в феврале, когда у него заканчивался срок полномочий, и таким образом не дал ему возможность доработать до сентябрьских выборов и принять в них участие на правах действующего главы региона. На его место был назначен выходец из Хабаровского края Александр Левинталь.
В марте из-за коррупционного скандала на Сахалине сменились два губернатора. Руководитель Сахалинской области Александр Хорошавин был арестован, а на его место президент назначил главу Амурской области Олега Кожемяко. Его место, в свою очередь, занял мэр Благовещенска Александр Козлов. В апреле президент сменил главу Краснодарского края — губернатор Александр Ткачев перешел в правительство на пост министра сельского хозяйства, а исполнять его прежние обязанности Владимир Путин назначил заместителя управляющего делами президента Вениамина Кондратьева. В конце мая президент сменил двух губернаторов-старожилов: главу Тамбовского области Олега Бетина и губернатора Пензенской области Василия Бочкарева. На место обоих были назначены спикеры местных заксобраний Александр Никитин и Иван Белозерцев. Последним в июне ушел в отставку глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Его преемником стал бывший председатель верховного суда республики депутат Госдумы Тамерлан Агузаров.